Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

или приниматься за невыполнимую

задачу отделить добро от зла в своем стремлении освободить психическое,

ибо на самом деле полезность и добра, и зла почти не отделима от вреда

каждого из них (_мой возлюбленный снял с меня покровы греха, и я, радуясь,

позволила им упасть; затем он дернул за мои покровы добродетели, но мне

было стыдно, я была испугана и препятствовала ему. И когда он сорвал их с

меня силой, я увидела душу свою, которая была скрыта от меня_ (%2) ); он

просто будет стараться, чтобы все успокоилось и прояснилось в безмолвии,

ибо безмолвие - это нечто чистое само по себе, оно как прозрачная вода. 'Не

старайся смывать одно за другим пятна с одежды твоей, - говорит одна очень

древняя халдейская мудрость, - смени ее целиком'. Это то, что Шри Ауробиндо

называет _изменением сознания_. Мы увидим, как в этой прозрачности спокойно

разглаживаются старые привычные структуры, мы почувствуем новое равновесие

сознания - не интеллектуальное состояние, но некий центр притяжения в нас.

На уровне сердца, глубже витального сердечного центра (который скрывает

психическое и подражает ему), мы чувствуем зону концентрации более

интенсивную по сравнению с остальными, как если бы они все впадали туда -

это _психический центр_. Мы уже почувствовали, как внутри нас уже начал

действовать и обретать свою независимую жизнь поток сознания-силы, который

перемещается в теле и становится все более интенсивным по мере того, как он

постепенно освобождается от ментальных и витальных видов активности, но в

то же время в этом центре загорается нечто, подобное пламени - _Агни_.

Подлинное 'Я' в нас. Мы говорим 'мне нужно знать', 'я чувствую потребность

любить', но кто же это в нас действительно испытывает потребность?

Разумеется, это не жалкое эго, вполне удовлетворенное самим собой, не

скучный, повторяющий одно и то же ментальный приятель, движущийся туда-сюда

по своей проторенной колее, и не лживое витальное, которое не желает ничего

иного, как только хватать и хватать без конца. Но за всем этим -

бессмертное пламя; это оно испытывает потребность, ибо оно помнит нечто

иное. 'Присутствие' - такое слово обычно употребляют для его обозначения,

но это похоже скорее на острое отсутствие, на живое отверстие, на пустоту

внутри нас - она шевелится, жжет, подталкивает и подгоняет до тех пор, пока

не становится реальностью, единственной реальностью в мире - и тогда

приходят сомнения: действительно ли живы люди или только претендуют на

жизнь? Именно это огненное 'я' - единственно подлинное 'я' в мире,

единственное, на что можно опереться и что не подведет нас: 'В центре нас

находится сознательное существо, которое властно над прошлым и будущим; оно

подобно пламени без дыма. ... Его нужно терпеливо освобождать [отделять] от

своего тела', - говорится в Упанишадах (Катха Упанишада IV.12, 13; VI.17).

Это 'ребенок, скрытый в тайной пещере', о котором говорит Риг Веда

(V.2.1), 'сын небес с телом земли' (III.25.1), 'тот, кто бодрствует в тех,

кто спит' (Катха Упанишада V.8). 'Он - в середине дома' (Риг Веда I.20.2),

'Он подобен жизни и дыханию нашего существования, он - как наше вечное

дитя' (I.66.1), он - это 'сияющий Царь, который был скрыт от нас'

(I.23.14). Это - Центр, Хозяин, место объединения всех вещей:

_Солнечное пространство, где все известно навеки.

(The sunlit space where all is for ever known)_ (%3)

Если мы хоть раз в жизни, на одно лишь мгновение почувствовали это

Солнце внутри себя, это пламя, эту живую жизнь - ведь есть так много

мертвых жизней, - то все изменяется для нас; все остальное тускнеет перед

этим воспоминанием. Это - _та_ Память. И если мы доверяем этому горящему

_Агни_, то он будет становиться все сильнее, подобно живому существу в

нашей плоти, подобно неиссякающему стремлению. Мы будем чувствовать, как

что-то в нас концентрируется все больше и больше и испытывает острые муки

заключения, как будто оно стремится и не может прорваться наружу: _Ужасное

ощущение, как будто что-то ограничивает ваше видение и ваши движения; все

ваши попытки форсировать переход приводят лишь к тому, что вы оказываетесь

перед стеной. И вы толкаете, толкаете вновь и вновь, но все тщетно, -

говорит Мать_. Затем, в силу исключительной потребности, благодаря

исключительной силе воли и настоящей агонии, вызванной этим удушьем,

психическое напряжение достигает однажды своей критической точки, и мы

обретаем переживание: _Давление становится настолько большим, напряженность

вопроса - столь сильной, что что-то переворачивается