Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

что должно быть отринуто, возвышая то, что должно быть

возвышено, создавая то, что должно быть создано. Она все объединяет

[integrates], приводит в гармонию, устанавливает новый ритм в природе_

(%10).

Выход в новый способ познания

Молчание разума приносит еще одно изменение, которое имеет огромную

важность, но которое трудно заметить, потому что оно растягивается иногда

на несколько лет и признаки его вначале незаметны. Его можно назвать

выходом в новый способ познания и, следовательно, в новый способ

жизнедействия.

Мы можем допустить, что безмолвие разума можно сохранять в толпе, во

время прогулки, во время еды, одевания или когда мы отдыхаем, но как это

сделать за работой, на службе, например, или когда мы беседуем с друзьями?

Нам необходимо думать, вспоминать, подыскивать мысли - вызывать ментальные

процессы всех видов. Однако опыт показывает, что это вовсе не является

необходимым - это лишь результат длительной привычки: мы привыкли зависеть

от ума, обращаясь к нему за знанием и обоснованием действия, но это не

больше, чем привычка, которую можно изменить. Йога в основном это не

столько способ научиться, сколько способ отучиться от массы неизбежных на

первый взгляд привычек, которые мы унаследовали от нашей животной эволюции.

Когда ищущий предпринимает усилия для того, чтобы успокоить свой разум,

например, во время работы, он проходит через несколько стадий. Вначале ему

с трудом удается время от времени вспоминать о своем стремлении и

прекращать на несколько минут работу, чтобы вновь настроиться на нужную

волну; затем все снова поглощается повседневной рутиной. Но по мере того,

как ищущий развивает привычку совершать усилие везде, где бы он ни

находился - на улице, дома, где угодно - интенсивность этого усилия

постепенно растет и уже само усилие может неожиданно притягивать внимание

ищущего в любой его деятельности - он вспоминает все чаще и чаще. Затем

постепенно меняется природа этого воспоминания - вместо волевого

вмешательства, которое необходимо для того, чтобы опять и опять

настраиваться на истинный ритм, ищущий чувствует внутри себя нечто _живое_,

похожее на маленькую приглушенную вибрацию где-то внутри своего существа.

Стоит ему ненадолго погрузиться в себя, как он вновь обретает вибрацию

молчания - в любое время, в течение секунды. И он открывает, что она - там,

всегда там - синеватая глубина где-то внутри его существа; в любое время он

может обновить свои силы и расслабиться прямо в суете, в самой гуще своих

забот - в самом себе несет он нерушимое пристанище покоя.

Вскоре эта вибрация становится все более ощутимой и продолжительной и

ищущий чувствует некое _разделение_ в своем существе: безмолвную,

вибрирующую глубину где-то внутри и довольно тонкую поверхность, где

разворачиваются его деятельность, мысли, жесты и слова. Он открывает в себе

_Свидетеля_. Теперь он будет все меньше и меньше позволять захватывать себя

этой внешней игре, которая непрестанно пытается поглотить нас живьем, как

осьминог. Открытие это такое же древнее, как Риг Веда: 'Две прекраснокрылые

птицы, друзья и товарищи, сидят на одном дереве и одна ест сладкий плод, а

другая глядит на нее и не ест' (I.164.20). На этой стадии становится легче

заменить - применяя для начала сознательное усилие - старую поверхностную

привычку ментального размышления, воспоминания, планирования и расчетов

привычкой обращаться в безмолвии к этой вибрирующей глубине. На практике

этот перехода длится долго и сопровождается задержками, спадами и

продвижениями (на самом деле, они ощущаются не как неудачи и продвижения,

но, скорее, как нечто то появляющееся, то вновь покрывающееся завесой), а

также противодействием старого механизма, который постоянно стремится

вмешаться и вернуть себе утраченные права, пытаясь убедить нас, что мы не

можем без него обойтись; наша лень может оказать ему поддержку, когда мы

находим более удобным для себя 'действовать как обычно'. Но, с другой

стороны, работе освобождения оказывают мощную помощь, во-первых,

переживание нисходящей Силы, которая автоматически и неустанно приводит

наше жилище в порядок и оказывает успокоительное давление на мятежный

механизм - она как бы схватывает и замораживает на месте каждую волну

мысли, а, во-вторых, накопление тысяч все более ощутимых маленьких опытов,

переживаний, которые дают нам понять, что мы можем прекрасно обходиться без

ума, что на самом деле без него нам гораздо лучше.

Действительно, постепенно мы открываем, что нет никакой