Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

быть очень

рафинированным, развитым и утонченным, но при этом думает оно, чувствует и

живет более или менее так, как и сознание любого другого, может быть, и

менее развитого индивидуума; такое сознание - это лишь временный

конгломерат, длительность существования которого определяется телом, вокруг

которого оно вращается. Когда этот центр - тело - умирает, то все

рассеивается на мелкие витальные, ментальные и иные фрагменты, которые

возвращаются каждый в свою сферу, поскольку у них уже нет объединяющего

центра. Когда же этот центр спит, то и все находится так или иначе в

состоянии сна, так как ментальные и витальные элементы нефизической природы

существуют лишь в непосредственной связи с телесной жизнью и служат ей.

Таким образом, на этой первичной стадии, когда тело впадает в состояние

сна, сознание соскальзывает назад в подсознательное (мы используем слово

_подсознательное_ в этимологическом смысле - в том смысле, как его

использует Шри Ауробиндо - имея в виду то, что является подсознательным в

историческом плане - не то, что ниже уровня нашего бодрствующего сознания,

а то, что ниже сознательной стадии в эволюционном смысле, т.е. сознание

животных или растений (%2) ); иными словами, сознание возвращается к своему

эволюционному прошлому, которое может наполнить его самыми разными

беспорядочными образами, созданными посредством случайных объединений

множества фрагментов воспоминаний и впечатлений - если сознание не

продолжает более или менее связно свою деятельность, начатую в бодрствующем

состоянии. Оттуда сознание погружается еще глубже в растительное или

личиночное прошлое (уровень сознания соответственно современных растений и

животных), а это уже воистину его настоящий [actual] сон. Индивидууму

предстоит пройти через множество стадий, прежде чем будет сформирован

истинный центр - психическое и его сознание-сила, - что придаст всей этой

изменчивой смеси некую связность и цельность. Но с того момента, когда тело

перестает быть основным центром, и внутренняя жизнь становится не зависимой

от физических обстоятельств и физической жизни - в особенности, когда

практикуют йогу, которая представляет собой процесс ускоренной эволюции -

жизнь поистине меняется так же, как смерть и сон; это и есть начало

существования. Первое, что замечает ищущий, - это особая природа некоторых

снов, как будто видимым внешним изменениям предшествуют изменения

внутренние более тонкого порядка, ощущаемые нами в наших снах. От животного

сна мы переходим к _сну-переживанию_ [sommeil d'experience], от разложения

смерти - к смерти, которая живет. Рассыпаются все разделения, дробившие

нашу интегральную жизнь. Вместо того, чтобы подвергаться беспорядочному

рассеянию из-за отсутствия центра, мы находим Хозяина и ловим нить

сознания-силы, которая соединяет все планы всеобщей реальности.

Сон-переживание

В зависимости от уровня развития нашего сознания есть много степеней

этого нового типа сна - от редких нерегулярных вспышек, которые можно

видеть на том или ином плане, до непрерывного и самоуправляемого видения,

которое способно перемещаться по всей иерархии планов сверху донизу *)

*) Мы пользуемся языком трехмерного пространства, который не

соответствует реальности, потому что на самом деле не существует ни низа,

ни верха, ни внутри, ни снаружи; наш ментальный язык, плоский,

фотографичный, не в состоянии выразить всю полноту реальности мира, однако

у нас нет другого выбора.

--

- в точности так, как оно само пожелает. И опять здесь все зависит от

нашего бодрствующего сознания. Благодаря близости, сродству мы идем обычно

к тем планам, с которыми установили связь. Связь эта образуется

ментальными, витальными или иными вибрациями, которые мы принимаем и

которые превращаются в нас в идеи, стремления, желания, в низость или

благородство. Когда же мы покидаем наше тело, то мы попросту отправляемся к

источнику этих вибраций - источнику необычайно живому и удивительному, в

сравнении с которым наше ментальное и витальное 'переизлучение'

[traduction] в физический мир кажется бледным и почти пустым. И тогда мы

начинаем осознавать те необъятные и бесчисленные миры, которые окружают,

окутывают, словом, перекрывают полностью нашу маленькую планету, определяют

ее судьбу и наши судьбы. Очевидно, описать эти миры на нескольких страницах

или даже в нескольких томах нет никакой возможности - это то же самое, что

описать Землю на основании поверхностного взгляда, брошенного, например, на

Нормандию. Поэтому мы не