Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

в сознании. Вместо

того, чтобы будучи вовне, пытаться заглянуть внутрь, вы оказываетесь

внутри; и в тот самый момент, когда вы оказываетесь внутри, меняется

радикальным образом абсолютно все. Все, что казалось истинным,

естественным, нормальным, настоящим, ощутимым, кажется теперь гротескным,

смешным, нереальным и абсурдным. Вы соприкоснулись с чем-то в высшей

степени истинным и вечно прекрасным; вы никогда уже не потеряете это_.

'О, Огонь, когда мы должным образом поддерживаем тебя, тобой растем мы и

ввысь и вширь, вся слава и красота - в твоих желанных красках и твоем

совершенном видении. О, Безбрежность, ты - полнота [изобилие], несущая нас

к концу нашего пути; ты - многообразие богатств, рассеянных повсюду, со

всех сторон' (Риг Веда II.1.12). Перед нами открывается новая жизнь, как

будто раньше мы никогда не видели дневного света: _Положите призму на одну

из граней, - говорит Мать, - и свет будет белым; переверните ее - и увидите

преломление света. Это как раз то, что происходит: вы восстанавливаете

белый свет_. Мать описывает это переживание и таким образом: _Вы сидите как

бы перед закрытой дверью, массивной бронзовой дверью, желая, чтобы она

открылась и позволила вам войти. Для этого вы концентрируете все ваше

устремление в единый луч, который начинает толкать, толкать эту дверь,

ломиться в нее все сильнее и сильнее, с возрастающей энергией до тех пор,

пока дверь внезапно не откроется и не впустит вас. И вы входите, как будто

вас вытолкнули на свет_.

Тогда человек воистину рождается.

Рост психического

Когда дверь психического отворяется, самым первым и неопровержимым

переживанием является убеждение в том, что мы существовали всегда и

пребудем вовеки. Поистине мы выходим в иное измерение, где нам открывается,

что мы стары, как мир, и вечно молоды, что эта жизнь - это _один_ из

опытов, _одно_ звено в неразрывной цепи опытов и переживаний, которая

тянется из далекого прошлого и теряется в далеком будущем. Внезапно все

расширяется до масштабов Земли. Каким человеком мы еще не были? Какого

греха не совершили? Опрокидываются все ценности. Все виды мелочности и

величия - есть ли что-нибудь среди них, что было бы по-настоящему чуждо

нам? Где чужой, предатель, враг? О, божественное понимание, абсолютное

сострадание! И все начинает искриться, сверкать, как будто из пещер мы

вышли на высоты; все обретает смысл и связано между собой, как будто старая

загадка разрешается в дыхании света - смерти больше нет, умирают лишь

невежественные; как может существовать смерть для того, кто сознателен?

_Живу я или умираю, я существую всегда_ (%4). 'Старый и изнуренный, он

вновь и вновь становится молодым', - говорит Риг Веда (II.4.5). 'Он никогда

не рождается и не умирает, не возникая, - говорит Бхагавадгита, - он

никогда вновь не возникает. Нерожденный, постоянный, бесконечный, он,

древний, не умирает, когда гибнет тело. Как, покинув старые одежды, человек

берет другие, новые, так, покинув старые тела, входит воплощенная душа в

другие, новые. Для рожденного неизбежна смерть, для умершего неизбежно

рождение' (Бхагавадгита, II.20,22,27).

То, что известно под названием реинкарнации (перерождении, рождении

вновь) не является, конечно, особенностью учения Шри Ауробиндо; о ней

говорит вся древняя мудрость Земли от Дальнего Востока и до Египта (а

впоследствии и неоплатоники), *)

*) Интересно, что на Александрийском Соборе отцы Церкви также обсуждали

вопрос принятия [допущения] реинкарнации.

--

но Шри Ауробиндо придает реинкарнации новый смысл. С того момента, как мы

вышли за пределы ограниченного сиюминутного видения отдельной жизни,

обрываемой смертью, у нас есть две возможности: или мы соглашаемся с

крайними спиритуалистами [последователями духовных учений], что все эти

жизни есть ни что иное, как не имеющая цели цепь страданий, от которой

лучше всего освободиться как можно скорее для того, чтобы обрести покой в

Боге, в Брахмане или в некой Нирване, или мы держимся веры Шри Ауробиндо -

веры, основанной на опыте - что все эти отдельные жизни, взятые вместе,

представляют собой рост сознания, причем вершиной, кульминацией этого роста

является _земное_ свершение. Иными словами, за внешней эволюцией видов

осуществляется эволюция сознания, и этой духовной эволюции суждено

завершиться индивидуальной и коллективной реализацией на земле. Может

возникнуть вопрос, почему столь просветленные последователи традиционных

духовных учений не видели такой возможности земной реализации? Прежде всего

это