Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

другому эпизоду, который по своей природе чаще всего

символичен (поскольку, когда мы просыпаемся утром, он является не самим

фактом, а его ментальной транскрипцией) и который мы пережили накануне

ночью: или мы были атакованы врагом 'во сне', или были вовлечены в

несчастное сплетение обстоятельств, или видели, порою очень точно, все

детали какой-то определенной психологической сцены следующего дня.

Создается впечатление, что в нас есть 'некто', кто полностью пробужден и

очень заботится о том, чтобы помочь нам показать все 'почему' и скрытые

механизмы нашей психической жизни, все причины наших падений и нашего

прогресса. Ибо у нас могут быть предчувствия и благоприятных психических

событий, которые на другой день проявляются в виде какого-нибудь

достижения, открытия сознания, некого просветления, внутреннего расширения;

и мы вспоминаем, что накануне ночью мы видели свет или чувствовали

подъем, или наблюдали крушение стены или дома (символизирующие наше

сопротивление или какие-то ментальные построения, которые держат нас в

плену). Нас поразит и тот факт, что эти предчувствия обычно никак не

связаны с теми событиями, которые _мы_ считаем важными, значительными на

нашем физическом плане, такими, как, например, смерть одного из родителей

или успех в обычной деятельности (хотя иногда у нас могут быть и такие

предчувствия), напротив, они [предчувствия] связаны с самыми тривиальными

деталями, которые внешне не имеют никакого значения, но всегда очень важны

для нашего внутреннего прогресса. Это признак развивающегося сознания;

вместо того, чтобы бессознательно принимать ментальные, витальные и другие

вибрации, которые формируют нашу жизнь без нашего участия и знания и

которые мы наивно принимаем за свои ( мы говорим: это _мой_ гнев, _моя_

депрессия, _мое_ половое вожделение, _моя_ лихорадка), мы начинаем видеть,

как они приходят к нам. Это - видимое доказательство (подкрепляемое сотнями

опытов ночь за ночью) того, что вся игра нашей фронтальной природы берет

свое начало не в нас, а во всеобщем Разуме, всеобщем Витальном или даже в

еще более высоких сферах, если мы способны подключаться к ним. В этом -

начало господства, поскольку, когда мы видим или предвидим события, мы

можем изменять их ход. Земная жизнь - это поле действия самого сурового и

слепого детерминизма и в то же время - поле всепобеждающей свободы: все

зависит от нашего сознания. Один ученик писал однажды Шри Ауробиндо о своих

'снах' и странных совпадениях между событиями дня и ночи. Вот ответ Шри

Ауробиндо: _ Поймите, что эти переживания - это не просто игра воображения

или сны, а реальные события... Неверно думать, что живем мы только

физически, наделенные внешним разумом и жизнью. Мы постоянно живем и

действуем на других планах сознания, встречаясь там с другими и воздействуя

на них, и то, что мы там делаем и чувствуем, о чем думаем, те силы, которые

мы собираем, и те результаты, плоды, которые мы подготавливаем, имеют

несоизмеримое значение для нашей внешней жизни и влияние на нее, которые,

однако, неизвестны нам. Не все из этого доходит до физического плана, а то,

что доходит, принимает там другую форму - хотя иногда имеет место точное

соответствие; но эта малая часть и есть основание нашего внешнего

существования. Все, чем мы становимся, что мы делаем и претерпеваем в

физической жизни, подготавливается за покровом внутри нас. Поэтому для

йоги, которая стремится к трансформации, преобразованию жизни, необычайно

важно начать осознавать то, что происходит внутри этих сфер, стать там

господином и научиться чувствовать, знать и обращаться с теми скрытыми

силами, которые определяют нашу судьбу и наш внутренний и внешний рост или

падение_ (%4).

Сон действия

От животного сна мы перешли к сну сознательному, или опытному; теперь мы

можем перейти к третьему типу сна - к сну действия. В течение долгого

времени наш сон, как бы сознателен он ни был, остается по сути дела лишь

пассивным состоянием, где мы - всего лишь свидетели событий, беспомощные

зрители, наблюдающие за тем, что происходит в той или иной части нашего

существа; следует подчеркнуть, что всегда в переживании принимает участие

только некая часть нашего существа, хотя в тот момент, когда это

происходит, у нас может быть впечатление, что страдает, борется или

путешествует все наше существо точно так же, как во время дружеской беседы

о политике или о философии нам может казаться, что все наше 'я' принимает

участие в дискуссии, тогда как в разговор вовлечена