Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

сознания. Примечательно то, что он практиковал йогу при всех

обстоятельствах - даже тогда, когда это считается невозможным: во время

своих лекций по французской и английской филологии в государственном

колледже в Бароде, во время работы при дворе махараджи и все больше и

больше - непосредственно в своей подпольной работе. Те ночные часы, которые

не были посвящены изучению его родного языка, санскрита или политической

работе, Шри Ауробиндо проводил за сочинением стихов: 'У Ауробиндо была

привычка писать стихи до глубокой ночи, - вспоминает его учитель

бенгальского языка, - и он, естественно, вставал утром не слишком рано...

Перед тем, как начать, он сосредотачивался на минуту, а затем стихи потоком

лились с его пера'. После сочинения стихов Шри Ауробиндо переходил к своему

опытному сну. В 1901 г. в возрасте двадцати девяти лет он женился на

Мриналине Деви и пытался разделить с нею свою духовную жизнь: _Я ощущаю все

признаки и симптомы [предназначенного мне пути], - писал он ей в письме,

найденном в архиве британской полиции. - Я хотел бы взять вас с собой в

этот путь._ Но Мриналини не поняла его; Шри Ауробиндо остался один. Тщетно

мы будем искать в жизни Шри Ауробиндо те трогательные или чудесные истории,

которые украшают жизни великих святых или мистиков, напрасными будут и

поиски сенсационных йогических методов; все кажется настолько естественным,

что ничего нельзя увидеть - как и в самой жизни. Может быть, он находил

больше чудесного в обыкновенном, чем в необыкновенном: _Со мною все не так,

все необычно, - писал он в письме Мриналини. - Все полно глубины, и чудно

для тех очей, что зрят!_ [All is deep and strange to the eyes that see.] И,

возможно, именно это хотел он открыть нам своим примером, своей работой,

своей йогой - все те неведомые богатства, которые скрыты под коркой

обыкновенного: _И жизни наши - это тайна, что глубже всех фантазий наших_

(%2). [Our lives {are} a deeper mystery than we have dreamed]. Если бы мы

только знали, насколько пусты внутри наши так называемые 'чудеса', лишенные

реальной ценности, эти магические фокусы для взрослых; как только человек

обретает знание, которое хоть чего-то стоит, он видит, что все это лишь

прелестные картинки и что Истина проще всех этих сверхъестественных

ухищрений. По мере своего продвижения в йоге Шри Ауробиндо оставлял позади

себя всю эту феерию образов ради того, что он называл _духовным реализмом_

(%3) - не потому, что он не любил прекрасные образы - ведь он был поэт! - а

потому, что он понимал, что эти образы могли бы быть гораздо более

прекрасны, если бы они воплотились в физической реальности на земле, если

бы сверхфизическое стало бы для нас обыкновенным физическим, видимым

невооруженным глазом. То, что Шри Ауробиндо сделал потустороннее

естественным и достиг спокойного господства над жизнью, стало возможным

благодаря лишь тому, что он никогда не делал различия между двумя мирами:

_Моя жизнь и моя йога со времени моего приезда в Индию всегда были как

посюсторонними, так и потусторонними без всякого ущерба для какой-либо из

сторон, - писал он ученику. - Все человеческие интересы, я полагаю,

являются посюсторонними, и многие из них вошли в мою ментальную сферу, а

некоторые, как, например, политика - и в мою жизнь, но в то же время с того

момента, как я ступил на набережную Apollo Bunder в Бомбее, у меня

появились духовные переживания, причем они не были отделены от этого мира,

напротив, внутренне они теснейшим образом опирались на него - как,

например, переживание Бесконечного, наполняющего собой материальное

пространство, или Имманентного, которое присутствует в материальных

объектах и телах. В то же самое время я обнаружил, что выхожу в

сверхфизические миры и планы, которые имеют влияние и воздействие на план

материальный, - таким образом для меня оказалось невозможным создание

четкого разграничения или непримиримого противоречия между тем, что я

называю двумя полюсами существования, и всем тем, что лежит между ними. Для

меня все есть Брахман, и я нахожу Божественное повсюду_ (%4).

Проблема действия

Духовный реализм Шри Ауробиндо проявился, прежде всего, в его

революционной деятельности. Вскоре была составлена программа, состоявшая из

четырех пунктов: пробудить Индию к мысли о независимости, для чего будет

достаточно газетных статей и политических речей; поддерживать умы людей в

состоянии постоянного возмущения, протеста (в начале столетия он был

определенно одним из первых вместе с другим героем Индии