Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

атавизмы, наши традиции делают выбор за нас. Каждую секунду выбирают

они то, чего мы хотим или жаждем, то, что нам нравится или не нравится -

как будто жизнь проходит без нас. Когда же во всем этом проявляется

подлинное 'я' ?

..._Подлинная Природа, - говорит Шри Ауробиндо, - откладывает в нас

определенные привычки движения, личности, характера, способностей,

склонностей, тенденций - и это то, что мы обычно называем самими собой_

(%4). Мы даже не можем сказать, что данное 'я' по-настоящему устойчиво:

_Видимость стабильности создается постоянным повторением и возвращением

одних и тех же вибраций и образований_ (%4), потому что она всегда одна и

та же - длина волны, которую мы ловим, или, вернее, которая ловит нас в

соответствии с законами нашей среды или воспитания, потому что они всегда

одни и те же - вновь и вновь проходящие через наши центры ментальные,

витальные или иные вибрации, которые мы присваиваем себе автоматически,

бессознательно и непрестанно. В действительности все находится в состоянии

_постоянного движения_, все приходит к нам из разума более широкого, чем

наш - из всеобщего, из витального более широкого, чем наше - из всеобщего,

или из еще более низкий сфер - из регионов подсознательного, или из высших

сфер - сфер сверхсознательного. Таким образом, это маленькое _фронтальное

существо_ (%5) окружено, затемняется, поддерживается, пересекается и

приводится в движение целой иерархией 'миров', что было хорошо известно

древней мудрости: 'Без усилий один мир движется в другом', - говорит Риг

Веда (II.24.5). Шри Ауробиндо называет эту иерархию лестницей _планов

сознания_, которые размещаются по порядку от чистого Духа до Материи, и

каждый из которых связан с одним из наших центров. Но _мы осознаем лишь

какое-то пузырение на поверхности_. (%6)

Что же остается от нас самих во всем этом? По правде говоря, немного или

все - в зависимости от того, какой уровень сознания мы имеем в виду.

Индивидуализация сознания

Понемногу мы начинаем понимать, что такое сознание, и чувствовать, что

оно находится повсюду во вселенной, на любом уровне, и имеет

соответствующие центры в нас самих, но пока мы еще не нашли 'свое'

сознание. Может быть, потому, что сознание нельзя найти в готовом виде -

это нечто, что должно быть зажжено, как огонь. В некоторые благословенные

минуты нашей жизни мы чувствуем в нашем существе некое тепло, какие-то

внутренние волны или живую силу, которую невозможно описать словами,

которая появляется без нашего ведома, внезапно возникая из ниоткуда, без

причины, обнаженная, как нужда или пламя. В детстве нас еще часто

охватывает ощущение этого чистого восторга, этой неизъяснимой ностальгии.

Но вскоре мы вырастаем из юношеского возраста; этой силой, как и всем

остальным, завладевает разум и покрывает ее высокими идеальными словами. Он

направляет ее в русло физических усилий, профессии, церкви. Или этой силой

овладевает витальное и прикрывает ее более или менее возвышенными

сентиментами, или использует ее для какого-нибудь личного предприятия, для

осуществления господства, покорения или обладания. Иногда эта сила увязает

еще глубже. А иногда они целиком поглощается, и остается лишь подобие

жалкой тени под тяжелым бременем. Но ищущий, который заставил замолчать

свой ум и уже не становится жертвой идей, который успокоил свое витальное

существо и уже не захватывается и не уносится каждую минуту великой

неразберихой ощущений и желаний, открывает во вновь обретенной прозрачности

своей природы нечто подобное новой молодости, новый _толчок в более

высокое, свободное состояние_. По мере того, как с помощью 'активных

медитаций', с ростом стремления и потребности ищущего усиливается его

концентрация, он начинает чувствовать, что этот толчок как бы _оживает_

внутри него: 'Он ширится, выявляя то, что живет, - говорит Риг Веда

(I.113.8), - пробуждая кого-то, кто был мертв', - он почувствует, что этот

толчок обретает все более ощутимую плотность, все более явную силу и,

главное, - _независимость_, как будто внутри его существа одновременно

находятся и сила, и существо. Он заметит - сначала в своих пассивных

медитациях (в спокойствии, дома, с закрытыми глазами) - что эта сила в нем

движется, имеет массу и различную интенсивность, что она перемещается в нем

вверх и вниз, как жидкость, как некая живая субстанция. Эти движения внутри

него могут быть даже настолько мощными, что они сгибают его тело, когда

сила нисходит, или выпрямляют его и отклоняют назад, когда она