Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

когда прочел ответ, где говорилось, что решение должно прийти

'из вершины его сознания'. Он был человеком Запада и недоумевал: что бы это

могло значить? Что это за 'вершина сознания' - особый способ усиленного

размышления, некий восторг, который возникает, когда мозг хорошо разогрет,

или что-то еще? Таковы были мысли ученика, ведь единственный вид сознания,

известный нам на Западе - это ментальный процесс: я думаю - значит я

существую. Такова уж наша особая точка зрения на сознание. Мы помещаем себя

в центр вселенной и признаем начиличе сознания лишь в тех, кто разделяет

наш образ жизни и мировосприятие. Не так давно мы изумлялись, как это можно

быть персом. Однако, если мы хотим понять, что такое сознание, и

использовать его, нам нужно выйти за пределы этого ограниченного взгляда на

сознание. После того, как Шри Ауробиндо достиг определенного уровня

ментального безмолвия, он заметил: _Ментальное сознание - это диапазон

чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов

сознания точно так же, как человеческое зрение не может охватить все

цветовые оттенки, а человеческий слух - все уровни звука - ибо есть

множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного

человеку диапазона, которые человек не может видеть и слышать. Точно так же

есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек

не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания -

супраментальный или глобально-ментальный (supramental or overmental) *

-- *) В ходе дальнейшего изложения Сатпрем подробно описывает каждый из

этих планов сознания, и читатель сможет уяснить разницу между ними

(прим.пер.).

--

и субментальный планы (%1). ... То, что мы называем несознанием, - это

просто иное сознание. ... На самом деле, когда мы спим или когда нас

оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы

'мертвы', или находимся в любом другом состоянии - в это время мы не более

бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то

мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического 'я', ни того, что нас

окружает. Для любого, кто хотя немного продвинулся в Йоге, это самое

элементарное утверждение. ... По мере того, как мы продвигаемся вперед и

пробуждаемся к сознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что

сознание присутствует и в растении, и в металле, и в атоме, и в

электричестве - в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что

в действительности оно ни в каком отношении не является низшей или более

ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих

'неживых' формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и

менее развитым в направлении к поверхности [less evolved towards the

surface]_. (%2) Поэтому задача начинающего практиковать Йогу - Это

становиться сознательным во всех отношениях, на всех уровнях своего

существа и на всех планах всеобщего существования - не только ментального;

осознавать себя и других, и все предметы, находясь как в состоянии

бодрствования, так и во сне; и, в конце концов, научиться быть сознательным

в том, что люди называют 'смертью', ибо и в смерти нашей мы будем обладать

той же степенью сознательности, которую мы обрели в нашей жизни.

Нам вовсе не нужно принимать на веру слова Шри Ауробиндо. Наоборот, он

настаивает на том, чтобы мы убедились в этом сами. Поэтому мы должны

стремиться раскрыть то, что связует в нас все способы нашего существования

- сон, бодрствование и 'смерть' - и дает нам возможность войти в контакт с

иными формами сознания.

Центры сознания

Если мы следуем нашему экспериментальному методу, основа которого -

безмолвие ума, то мы приходим к нескольким открытиям, которые постепенно

выводят нас на путь. Прежде всего, мы увидим, что смятение, в котором мы

живем, мало-помалу спадает; уровни нашего существа становятся все более

различимыми, как если бы мы были сделаны из разных фрагментов, каждый из

которых обладает своей собственной индивидуальностью и имеет свой особый

центр и, более того, живет жизнью, не зависимой от жизни остальных

фрагментов. Эта полифония (хотя это больше похоже на какофонию) обычно

скрыта от нас голосом разума, который все заглушает и присваивает себе. Нет

ни одного движения нашего существа, ни на одном уровне, ни эмоции, ни

желания, ни малейшего телодвижения, которое не было бы мгновенно схвачено

умом и покрыто слоем мысли - иными словами, мы все _ментализируем_. Таково

истинное назначение