Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

ума в эволюции: он помогает нам вывести на поверхность

сознания все движения нашего существа, которые в противном случае остались

бы в состоянии бесформенной подсознательной или сверхсознательной магмы.

Кроме того, он помогает нам установить некое подобие порядка в этой

анархии, объединяя все эти мелкие феодальные государства под своей

верховной властью. Но поступая таким образом, разум скрывает от нас их

истинный голос и функции - от верховной власти до тирании всего один шаг.

Все надразумные механизмы полностью уничтожаются, а если каким-то голосам

сверхсознательного все-таки удается пробиться, то они тут же искажаются,

ослабляются и вуалируются. Подобным же образом атрофируются подсознательные

механизмы, лишая нас спонтанности чувств, которая была весьма полезна на

предыдущих стадиях эволюции и пригодилась бы и сегодня. Одни малые

части нашего существа уже поднимают бунт, в то время как другие потихоньку

накапливают силы, ожидая первой возможности бросить нам вызов. Но ищущий,

успокоивший свой ум, начнет различать все эти состояния в их обнаженной

реальности, без ментального лоска; он почувствует на различных уровнях

своего существа определенные центры концентрации, силовые сплетения (узлы),

каждое из которых обладает своим типом вибраций или своей вибрационной

частотой. Все мы переживали, по крайней мере раз в жизни, вибрации,

излучавшиеся на различных уровнях нашего существа. Например, мы могли

чувствовать великую вибрацию откровения, когда кажется, что завеса внезапно

разрывается и перед нами предстает истина, без слов, и мы даже точно не

знаем, из чего это откровение состоит - просто что-то вибрирует, и это

делает мир необыкновенно широким, светлым и ясным. Мы могли также

переживать более тяжелые вибрации гнева или страха, вибрации желания,

вибрации симпатии; при этом мы замечали, что эти вибрации пульсируют на

различных уровнях и с различной интенсивностью. Внутри нас находится целый

ряд вибрационных узлов, или _центров сознания_, каждому из которых

соответствует один специфический тип вибраций, которые можно различать и

чувствовать непосредственно в зависимости от степени нашего безмолвия и

остроты нашего восприятия. Ум - лишь _один_ из этих центров, _один_ тип

вибрации, только _одна_ форма сознания, хотя он и стремится занять первое

место.

Мы не будем ни подробно останавливаться на описании этих центров,

которое дается традицией - ибо лучше самим пережить, чем говорить об этом,

- ни обсуждать их местоположение; ищущий без труда почувствует их, как

только станет немного просветленней. Достаточно сказать, что эти центры,

называемые в Индии _Чакрами_, находятся не в нашем физическом теле, а в

другом измерении, хотя концентрация в них бывает временами столь

интенсивна, что у нас возникает острое локализованное физическое ощущение.

На самом деле, некоторые из них довольно близки к различным нервным

сплетениям нашего тела, хотя и не все.

Есть по меньшей мере семь центров, распределенных в четырех зонах. 1)

_Сверхсознательное_ с единственным центром немного выше макушки головы, *)

-- *) В соответствии с индийской традицией этот центр, называемый

'тысячелепестковым лотосом', - что выражает полноту света, светящееся

изобилие, наполняющее ищущего, когда открывается этот центр - расположен в

макушке головы. По мнению Шри Ауробиндо и по опыту многих других, то, что

ощущается в макушке головы - это не сам центр, а светящееся отражение

солнечного источника, расположенного _выше_ головы.

--

который управляет нашим размышляющим умом и сообщается с высшими

ментальными сферами - с озаренным разумом, интуитивным разумом, глобальным

разумом и т.д. 2) _Разум_, имеющий два центра: один между бровями, который

управляет волей и динамикой нашей ментальной активности (он является также

центром тонкого видения, 'третьим глазом', о котором говорят некоторые

традиции); второй - на уровне горла, он управляет всеми формами ментального

выражения. 3) _Витальное_, имеет три центра: один - на уровне сердца -

управляет нашей эмоционлаьной жизнью (любовь, ненависть и т.д.); второй -

на уровне пупа - управляет нашими импульсами власти: господствовать,

обладать, покорять, а также нашим честолюбием и т.д.; и третий, низшее

витальное - между пупом и половым центром, на уровне брыжейкового сплетения

- управляет низшими вибрациями - ревностью, завистью, вожделением,

жадностью, гневом. 4) _Физическое и подсознательное_, *)

-- *) В этой книге мы придерживаемся терминологии Шри Ауробиндо -

подсознательное,