Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

подлинных вещей и событий,

Даже если бы они были только лишь снами

или пленяющими образами,

Истина их обратила бы в ложь всю тщетную

реальность Земли._

(_Unreal-seeming yet more real than life,

... truer than things true

If dreams these were jr captured images,

Dream's truth made false earth's vain realities._) (%3)

Существует еще одно замечательное явление: по мере восхождения по шкале

сознания меняется качество света; различия в яркости света - самое верное

указание на то, где мы находимся, и даже на то, каков смысл самой сцены.

Здесь охвачена поистине вся световая гамма: от грязных тонов

подсознательного - серых, коричневых, черных - до вибрирующих оттенков

Тонкого Физического, ярких цветов Витального, которые, надо сказать, всегда

выглядят немного искусственными, броскими, какими-то жесткими (эта область

особенно обманчива), до света Разума, который становится все более мощным и

чистым по мере восхождения к Первоисточнику [l'Origine]. Начиная с

Глобального разума и выше (о Глобальном разуме мы будем говорить дальше)

наблюдается радикальное отличие в природе видения: объекты, существа и

предметы, которые мы видим, кажутся уже не освещенными снаружи, на

поверхности, подобно тому, как нас освещает солнце, но _светятся сами по

себе_; в конце концов вообще пропадает ощущение, что находишься 'вне'

предметов - это экстаз в неподвижном и ярком Свете, абсолютно очищенный от

всякой суеты и чувственных явлений низших планов. Войдя в контакт с этим

светом, даже всего на несколько минут, отдыхаешь так же, как после восьми

часов сна. Именно таким образом йоги могут обходиться без сна; именно

поэтому несколько минут концентрации в течение дня могут взбодрить нас так

же, как прогулка на природе. Тело обладает невероятной выносливостью,

утомляет нас не что иное, как психическое возбуждение, суета.

Кроме того, что во сне мы участвуем в событиях всеобщего масштаба, мы

обнаруживаем, что сон - это кладезь информации о нашем собственном

индивидуальном состоянии; все планы нашего существа отчетливо проявляют

себя как раз во время сна, как будто внешне, во время бодрствования, мы

немы и глухи, как деревянные куклы, а во время сна все пробуждается к жизни

более истинной, чем жизнь. Эти внутренние области или уровни нашего

существа могут являться во сне в виде комнат или домов, в которых имеет

значение даже малейшая деталь: _Когда вы приступаете к исследованию

внутреннего существа, - говорит Мать, - очень часто у вас будет создаваться

впечатление, что вы входите в зал или комнату; и в соответствии с цветом,

атмосферой и предметами, которые там находятся, к вам приходит очень четкое

ощущение той части вашего существа, которую вы посещаете. Вы даже можете

входить во все глубже и глубже расположенные комнаты, каждая из которых

будет иметь свой собственный характер_. Иногда нам случается встретить не

комнаты, а самые разные виды существ - целые семейства или даже зверинец -

которые представляют собой различные силы или вибрации, которые мы привыкли

принимать и которые составляют 'нашу' природу. И это не существа 'из сна',

а настоящие существа, которым мы даем убежище: силы - сознательны, вибрации

- сознательны; но будь то существа или силы, или же сознание или сила, по

сути это две стороны одной реальности. И тогда мы видим ясно и отчетливо

то, что мы хотим или же больше не хотим удерживать в себе.

Ищущего поразит еще одно наблюдение - поразит тем, что оно повторяется

почти ежедневно. Он обнаруживает, уже по свершении факта, что по ночам у

него бывает четкое предчувствие всех значительных _психических_ событий,

которые произойдут потом, днем. Сначала он думает, что это чистая

случайность, совпадение, он еще не вполне понимает связь между

предчувствием и событием; потом, после того, как это повторяется с ним

сотни раз, он становится внимательнее; в конце концов, когда он уже

полностью сознателен, он может использовать это знание, заранее

предугадывая то, что произойдет, и принимая защитные меры. В какой-то день,

например, мы можем испытать непродолжительную депрессию или разразиться

гневом, или почувствовать движение протеста внутри себя, или половое

вожделение и т.д., или даже, если взять примеры, которые по внешнему

проявлению отличаются от предыдущих, мы можем несколько раз споткнуться на

ступеньках и едва не сломать себе ногу или схватить сильную простуду - при

этом мы замечаем, что каждый из этих незначительных, тривиальных эпизодов

точно соответствует