Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

кажутся

противоположными Его условиям, - в жизни, осаждаемой смертью, невежеством и

тьмой, в многоликом разнообразии мира, а не пустом и чистом единстве? В

таком случае и жизнь, и Материя обрели бы смысл - это было бы уже не

чистилище, не бессодержательный переход в потустороннее, а _лаборатория_, в

которой шаг за шагом, создав сначала материю, растения и животных, а затем

создавая все более и более сознательные человеческие существа, Дух творит

сверхчеловека, бога: _Душа не завершила всего, что ей предназначено,

развившись до уровня человека; она должна еще развить в этой человеческой

природе его высшие возможности. Понятно, что душа, обитающая в каннибале, в

нетронутом примитиве, в апаше [хулигане, бандите] Парижа или в американском

гангстере, еще не исчерпала необходимости рождения в человеческом облике,

не проявила все свои возможности, всего, что есть в человеческой природе и

не выработала полностью ощущения Сат-Чит-Ананды во всемирном [universal]

Человеке; то же самое можно сказать о душе, обитающей в энергичном

европейце, занятым современным производством с его динамикой и охваченным

витальными наслаждениями, или в азиатском крестьянине, огрубевшем в

невежестве и рутине домашней и хозяйственной жизни. У нас даже есть

основания усомниться, венчают ли вершину духа в человеке Платон или

Шанкара, то есть являются ли они завершением его расцвета. Наша склонность

считать их пределом развития объясняется тем, что они и им подобные кажутся

нам высочайшей точкой, которой может достичь разум человека, но, может

быть, это лишь заблуждение, источник которого - наши нынешние способности.

... У души было предчеловеческое прошлое, она имеет сверхчеловеческое

будущее_ (%7).

Шри Ауробиндо - не теоретик, а практик эволюции. Все, что они говорил

или писал об эволюции, пришло к нему как реальный опыт. Мы пустились во все

эти рассуждения лишь для того, чтобы пролить свет на его поиски и

продвижения, происходившие в алипорской тюрьме. Он оказался лицом к лицу с

фактом, что космическая блаженная беспредельность - это не то место, где

может быть проделана какая-нибудь работа, что нужно покорно вернуться вниз,

в тело, и искать там. Но мы можем поставить такой вопрос: если

'трансформация' должна свершаться силой сознания, а не посредством каких-то

внешних механизмов, то какое же сознание может быть выше космического?

Разве не является оно вершиной лестницы и, следовательно, высшим пределом

силы? Этот вопрос очень важен, если мы хотим понять, что собой представляет

практический процесс открытия, и в конце концов проделать его. В качестве

ответа приведем два соображения. Во-первых, недостаточно достичь высших

сил; должен быть _некто_, кто воплощает их, - в противном случае мы

уподобляемся охотнику, который находит необыкновенные сокровища с помощью

своего бинокля. Где этот 'некто' в космическом сознании? Там никого нет...

Еще лучше это можно пояснить с помощью более современной аналогии: мы можем

посылать ракеты на Солнце, достигая таким образом 'вершины мира', но не

'вершины' человека, потому что этот процесс его никак не касается: просто

ракета улетает, _выходит_ из земной атмосферы, вот и все. Точно так же

йогин, концентрируясь на _одной_ точке своего существа, собирает всю свою

энергию в единое целое, пробивает свою внешнюю оболочку и покидает ее, как

ракета, выходя в другое космическое или нирваническое измерение.

_Он вознесся сгорая, как огненный столп.

(He mounted burning like a cone of fire.)_

'Savitri'.

Но _кто_ реализовал космическое сознание? Не йогин - йогин продолжает

пить, есть, спать, иногда болеть и умирать, как и все люди-животные. Это не

он, а крошечная точка его существа имеет переживание космического сознания

- та самая точка, на которой он так усердно концентрировался для того,

чтобы выйти из своей оболочки. Все остальное его существо, человеческая и

земная природа, которой он пренебрег, которую он подавлял или умерщвлял,

чтобы сконцентрироваться на этой единой точке ухода, не входит в

космическое сознание, не участвует в нем - разве только посредством

косвенного взаимодействия. Поэтому Шри Ауробиндо устанавливал следующий

первый и очень важный принцип: недостаточно линейной реализации в одной

точке, ибо необходима _глобальная реализация_ во всех точках, реализация,

охватывающая все существо индивидуума. _Если вы хотите изменить свою

природу и свое существо и участвовать в создании нового мира, - говорит

Мать, -