Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

и беспрепятственно перемещаться с места на место. Я побыл там

немного, наблюдая за происходящим, и даже пытался привлечь их внимание, но

они не замечали этого. Затем вдруг что-то подтолкнуло меня, какой-то

инстинкт: 'Мне пора возвращаться'. Затем возникло ощущение боли в горле.

Помню, для того, чтобы выйти из комнаты, в которой не было никаких выходов,

кроме маленького отверстия у потолка, мой облик начал как бы испаряться (у

меня все-таки был облик - но не материальный, а более лучащийся, более

прозрачный), и я вышел из комнаты, как дым, через открытое окно. Потом я

снова обнаружил себя в своей комнате, у своего тела; шея моя была

неестественно изогнута, голова лежала на подушке в неудобной позе, а сам я

тяжело дышал. Я попытался вернуться в тело, но не смог. Я пытался войти

через ноги, но каждый раз, дойдя до колен, соскальзывал обратно. Это

повторилось два или три раза: сознание поднималось, а затем снова

выскакивало назад, как пружина. Я подумал: 'Если бы мне только удалось

опрокинуть эту табуретку (у меня под ногами стояла маленькая табуретка), то

шум разбудил бы меня!' Но ничего не произошло. А дышал я все тяжелее и

тяжелее. Я ужасно испугался. Вдруг я вспомнил о Матери и позвал: 'Мать!

Мать!' И оказался снова в своем теле - я проснулся и почувствовал, что шея

моя затекла. *)

*) Здесь можно сделать три замечания. Во-первых, довольно забавно, что

молодой человек из-за недостатка опыта пытался вернуться в свое тело 'через

ноги' - не удивительно, что он испытал такие затруденения. Выходят из тела

и возвращаются туда, как правило, через сердечный центр. Можно выйти также

через макушку головы, но едва ли можно рекомендовать этот способ. Навсегда

покидая свои тела (это называется в Индии _икша-мритью_, что означает

'добровольная смерть'), йоги обычно выходят из тела через макушку головы.

Во-вторых, следует заметить, что во время экстериоризации тело холодеет, а

циркуляция крови сокращается до минимума; это понижение температуры может

вызвать даже полную каталепсию со всеми внешними признаками смерти в

зависимости от того, насколько сознание удалено от физического уровня.

Таким образом, мы можем убедиться на конкретном примере, что когда уходит

сознание, уходит и сила, потому что это - одно и то же. Когда мы теряем

сознание (падаем в обморок), то сознание тоже уходит, потому что не всякое

напряжение мы способны перенести, а так как мы не построили мост сознания

между различными состояниями нашего существа, то этот вынужденный уход

сознания будет воспринят нами как пустота. И последнее наше замечание: мы

видим, что когда юный ученик вспомнил об Учителе, т.е. о Матери, в данном

случае воспоминания оказалось достаточно, чтобы устранить смятение,

вызванное страхом, восстановить порядок и, наконец, чтобы совершить

правильное действие для возвращения в тело. Думая о Матери, он сразу же

настроился на верную вибрацию, которая все привела в порядок. Таков, в

общих чертах, один из механизмов защиты или помощи Учителя ученику.

--

Так после многих циклов 'пленения' и пробуждения, после бесчисленных

потрясений, которые вынуждают сознание вспомнить себя и раскрыться, а затем

вновь закрыться, с тем чтобы расти под оболочкой, оно в конце концов

обретает вполне законченную индивидуальную структуру, разбивает свою

внешнюю скорлупу и утверждает свою независимость. Эта независимость, пишет

Шри Ауробиндо, _станет настолько естественным отношением всего существа к

физической структуре, что мы будем ощущать ее как нечто внешнее и

отделимое, как платье, которое мы носим, или инструмент, оказавшийся в

наших руках. Может быть, мы даже начнем ощущать, что тела в некотором

смысле не существует - есть лишь некоторое частичное выражение нашей

витальной силы и нашей ментальности. Эти переживания являются признаком

того, что разум подходит к правильной позиции по отношению к телу, что

ложная точка зрения ментальности, плененной и управляемой ощущениями тела

[physical sensations], заменяется истинной точкой зрения, подлинным

видением вещей_ (%4). Истинная точка зрения - это видение вещей такими,

как их видит Хозяин, психическое, Дух в нас. Каждый раз, когда перед нами

встает непреодолимое препятствие, когда мы ощущаем какое-нибудь ограничение

или барьер, мы можем быть уверены, что с ними связана победа завтрашнего

дня, потому что если бы мы не чувствовали препятствия, мы не смогли бы его

преодолеть. Мы созданы для того, чтобы все преодолеть и реализовать все

наши мечты, ибо это мечты Духа внутри нас.