Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

форму по своему усмотрению, и в конце концов мы вспомним целиком

всю сцену. Когда мы надежно держим нить в своих руках, этого в принципе

достаточно для того, чтобы медленно вытягивать ее, не пытаясь думать или

понимать. (Понимание приходит позже; если мы начнем сразу же

интерпретировать, то тем самым оборвем связь.) Эта нить поведет нас из

страны в страну, от воспоминания к воспоминанию. Может случиться так, что

мы застрянем на целые годы на одной и той же точке пути, как будто где-то в

памяти есть брешь, пробел, яма на дороге. Для восстановления недостающей

связующей нити нам нужно запастись терпением и продолжать работать,

постоянно стремясь обрести эту связь; если мы проявим настойчивость, то в

конце концов путь откроется, как это часто бывает в непроходимых джунглях.

Однако попытка вновь войти в сон - это не единственный метод; можно также

концентрироваться вечером перед отходом ко сну на том, чтобы пробудиться в

определенные промежутки времени, один или два раза за ночь, с тем, чтобы

вспомнить то, что произошло за соответствующий отрезок ночи - следовать за

нашей нитью по дискретным ее точкам. Этот метод особенно эффективен. Все мы

знаем, что стоит только захотеть проснуться в определенное время, как наши

внутренние часы срабатывают безотказно с точностью до минуты; это

называется 'созданием формации'. Формации эти подобны маленьким

вибрационным [частотным] импульсам, испускаемым усилием воли, которые

обретают затем свое независимое существование и с большим успехом выполняют

свое назначение. *)

*) Все мы непроизвольно создаем формации нашими желаниями и мыслями

(хорошими или дурными), а затем забываем о них. Но формации не забывают:

они могут возвратиться спустя и два года, и десять лет, выполнив свою

работу - исполнилось какое-то желание, осуществилась какая-то мысль,

соответствующим образом сложились некоторые обстоятельства - хотя мы давно

перестали обо всем этом думать; мы даже не способны осознать по этим

результатам, что все это исходило от нас. Таким образом, нас осаждают

всевозможные маленькие живые сущности, которые продолжают стремиться к

своей реализации, хотя мы уже не хотим этого.

--

Можно сознательно создавать формации различной мощности и длительности (их

можно периодически 'подзаряжать') ради достижения самых разных целей и, в

частности, с целью пробуждения в определенные моменты во время нашего сна.

И если мы проявляем упорство месяцы, а если нужно, и годы, то в конце

концов каждый раз, когда на каком-нибудь плане нашего сна происходит

какое-то значительное событие, мы сразу же автоматически становимся

бдительными, сознательными. Нам нужно просто остановиться прямо во сне,

повторить два или три раза содержание видения, чтобы оно хорошо

запомнилось, а затем вернуться в сон.

На этом необъятном поле духовного опыта мы можем выделить лишь несколько

практических моментов, которые могут быть важны для ищущего в начале его

исследования. Прежде всего он должен четко отличать обычные подсознательные

сны от подлинных переживаний. Переживания - это не сны, хотя в силу

привычки мы склонны все сваливать в одну кучу; это реальные события на том

или ином плане, в которых мы принимаем участие; от обычных снов они

отличаются поразительной интенсивностью: все события физического мира, даже

самые исключительные, кажутся тусклыми в сравнении с ними. Они оставляют

глубокое впечатление и воспоминание более живое, чем любое из наших

воспоминаний на земле, как будто мы вдруг коснулись более полного способа

существования - богатого не по своему внешнему аспекту или цвету (хотя

переживание может быть изумительным по яркости, особенно в Витальном), а по

своему содержанию. Когда ищущий пробуждается с переполняющим его ощущением,

будто он погружался в мир, полный символов, каждый из которых в высокой

степени многозначен (события нашего физического мира редко несут в себе

больше, чем одно значение зараз), символов настолько богатых невидимыми

разветвлениями и глубинами, что их можно созерцать очень долго, не

исчерпывая при этом всего их смысла, или же - в другом случае - когда перед

его взором предстают некоторые сцены, причем он может участвовать в них -

сцены, которые кажутся бесконечно более реальными, чем явления нашего

физического мира (последние всегда являются плоскими, мы сразу же ощущаем

за ними жесткий, как бы фотографичный задний план), то он знает, что это

было подлинное переживание, а не сон.

_Кажущиеся нереальными и все же реальней, чем жизнь,

... правдивей