Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

не оставив в конце концов ничего, кроме бога Декарта, единого и

универсального лишь благодаря своей узости. Возможно, мы до сих пор еще

путаем понятия единства и единообразия. Именно в духе этой традиции Шри

Ауробиндо вскоре напишет: _Совершенство интегральной Йоги придет тогда,

когда каждый человек сможет следовать своему собственному пути Йоги,

занимаясь развитием своей природы, направляя ее рост к тому, что

превосходит ее пределы. Ибо свобода - это конечный закон и последнее

свершение_ (%3).

Индиец никогда не спросит: 'Веришь ли ты в Бога?' Этот вопрос показался

бы ему таким же ребяческим, как вопрос 'Веришь ли ты в СО2?' Он просто

скажет: '_Попробуй сам_; если ты будешь делать это, получишь такой

результат; если же сделаешь то, результат будет другим'. Всю

изобретательность, искусность и точность, которые мы прикладываем в течение

последнего столетия или двух к изучению физических явлений, Индия

направляет с не меньшей тщательностью на протяжении четырех или пяти тысяч

лет на исследование явлений внутренней жизни. У народа 'мечтателей' есть

для нас сюрпризы. И если мы хоть немного честны по отношению к себе, то нам

придется признать, что наше изучение внутреннего мира, т.е. психология и

психоанализ, наши знания о человеке находятся еще на эмбриональном уровне -

просто потому, что самопознание требует аскетизма такого же методического и

упорного и порой такого же утомительного, каким является длительное

изучение, требуемое для овладения ядерной физикой. Если мы хотим вступить

на этот путь, то читать книги или собирать клинический материал о всех

неврозах потерявшего равновесие общества недостаточно - _мы должны полностью

посвятить себя пути_. В самом деле, если к изучению внутреннего мира мы

приложим всю ту искренность, тщательность и настойчивость, которые мы

проявляем при чтении наших книг, то мы будем быстро продвигаться и далеко

пойдем. У Запада тоже есть свои сюрпризы. Но для начала он должен избавиться

от своих предубеждений: ведь и Колумбу для того, чтобы начертить карту

Америки, пришлось покинуть Палос! Видимо, стоит напомнить об этих простых

истинах, поскольку Запад, кажется, зажат между двумя видами ложных

построений - между слишком серьезной ложью последователей религий и

духовных учений, которые уже разрешили проблему Бога, заключив его в

несколько непогрешимых параграфов, и более легковесной ложью недоразвитых

оккультистов и разных там 'ясновидящих', которые свели невидимое к образам

больного или помраченного воображения. Индия мудро отсылает нас к прямому

опыту и к экспериментальным методам. В скором времени Шри Ауробиндо

воплотит в жизнь этот фундаментальный урок экспериментальной духовности.

Но каких людей, какой человеческий материал найдет он в неизвестной ему

тогда Индии? Если даже оставить в стороне экзотическую яркость и странные

(для нас) обычаи, которые забавляют, интригуют туристов, все равно в

индийцах останется что-то необычное, странное [e'trange]. Сказать, что это

мягкий, мечтательный, фаталистичный народ, отрешенный от мира - значит

описать следствие, а не причину. 'Странное' - очень точное слово, *)

*) Etrange имеет несколько значений во французском языке, в том числе:

1. чужой, чуждый, незнакомый; 2. необыкновенный, странный. Автор имеет в

виду как раз эту двойственность. Говоря об индийцах, что это странный,

необычный народ, мы выражаем тем самым и более глубинную правду: что они

чужды этому миру, 'не от мира сего' (прим.пер.)

--

ибо по своей физической сути, естественно, без малейшей 'мысли' или даже

'веры', индийцы погружены своими корнями глубоко в иные миры, они не

принадлежат только этому миру. И эти миры иные постоянно поднимаются в этих

людях на поверхность - _при малейшем касании рвется завеса_, - замечает Шри

Ауробиндо. Этот физический мир, для нас такой реальный, абсолютный и

уникальный, кажется индийцам лишь одним способом существования среди многих

других, одним из множества видов совокупного существования, одним словом -

маленькой, хаотичной, возбужденной и полной боли границей _на краю

необъятных континентов, которые лежат, неисследованные, по ту ее сторону_

(%4). Эта существенная разница между индийцами и другими народами особенно

ярко проявляется в их искусстве (впрочем, искусство Египта и, вероятно,

Центральной Америки заметно выделяются на общем фоне мировой культуры).

Если мы оставим наши светлые и открытые соборы, стремящиеся ввысь,

символизирующие торжество божественной мысли в человеке, и вдруг окажемся

перед