Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».29

Здесь для нас отражён синтез души и духа и подчёркнут также синтез души и материи, довершающий слияние и желанное единение.

Но синтез Божества, Его тенденция сочетать и соединять, намного более обширна и универсальна, чем всё, что в этом смысле возможно в человеческом царстве, которое, в конце концов, представляет собой лишь малую часть большего целого. Человек не является пределом возможного, венцом мысли Бога. Инстинкт к синтезу лежит в основе всех вселенных, созвездий, солнечных систем, планет и царств природы, а так же в основе аспекта активности, достижения человека, индивида. Этот инстинкт есть управляющий принцип самого сознания, а сознание есть психэ, или душа, – причина психической жизни; это осведомлённость – дочеловеческая, человеческая, божественная.

Применительно к человеку можно вывести следующие психологические определения:

1. Инстинкт, лежащий ниже порога сознания, но охраняющий и управляющий большинством привычек и жизнью организма. Им в немалой степени управляется эмоциональная жизнь. 233] Инстинктивный контроль осуществляется через солнечное сплетение и нижние центры.

2. Интеллект, представляющий собой разумное самосознание, которое с помощью ума и мозга ведёт и направляет активность интегрированной личности и действует через горловой центр и аджну.

3. Интуиция, которая связана преимущественно с групповым сознанием и которая в конце концов будет управлять всеми нашими взаимоотношениями друг с другом, когда мы будем функционировать в составе групповых единиц. Она действует через сердце и сердечный центр и представляет собой тот высокий инстинкт, который позволяет человеку распознать и подчиниться своей душе, её контролю и её жизненным впечатлениям.

4. Просветление. Это слово в действительности должно прилагаться к сверхчеловеческому сознанию. Этот божественный инстинкт позволяет человеку распознать целое, частью которого он является. Просветление осуществляется через человеческую душу, используя головной центр и в конечном счёте наводняя светом, или энергией, все центры, и тем самым соединяя сознание человека со всеми соответствующими частями божественного Целого.

Итак, тенденция к синтезу – это инстинкт, присущий всей вселенной, и человек только сегодня начинает сознавать его необходимость и возможности.

Именно это божественное свойство человека делает его физическое тело составной частью физического мира, а его самого – общественным в психическом отношении, побуждая (либо добровольно, либо поневоле) примыкать к своим собратьям. Именно этот принцип, действующий, или реализующийся, через человеческое сознание, привёл к появлению гигантских современных мегаполисов – символов грядущей более высокой цивилизации, которую мы называем царством Божьим, в которой между людьми будут чрезвычайно близкие 234] психические отношения. Именно инстинкт к объединению лежит в основе всякого мистицизма и религии, ибо человек всегда стремится к более тесному единению с Богом и ничто не в силах удержать его от воссоединения (в сознании) с Божеством. Именно этот инстинкт питает предчувствие бессмертия и гарантирует воссоединение с противоположным личности полюсом – Душой.

Так как это свойство Божества, божественный инстинкт, а, значит – часть подсознательной жизни Самого Бога, то с учётом нашей посылки о существовании Бога, трансцендентного и имманентного, очевидно, что у нас нет реальных причин для страха или беспокойства о будущем. Инстинкты Бога сильнее, существеннее и чище человеческих и должны в конце концов победить, достигши полного расцвета и выражения. Все низшие инстинкты, с которыми борется человек, являются лишь искажением (во времени и пространстве) реальности, поэтому так важно следовать оккультному учению о пользе размышления о добре, красоте и истине, помогающем превратить низшие инстинкты в высшие божественные качества. Способность притяжения инстинктивной природы Бога с её возможностями синтеза, привлечения и соединения сочетается с нереализованными потенциальными возможностями собственной природы человека и в конечном счёте предрешает неизбежность и неотвратимость его воссоединения в жизни и целях с Богом.

Учащиеся могут увидеть связь этого инстинкта или тенденции к синтезу и объединению с законами вселенной и природы. Он также тесно связан с Законом Притяжения и Принципом Связности. Позднее эти связи будут подвергнуты обширным