Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

на Пути Очищения.

2. На астральном плане Хорошо известные двойственности.

С ними встречаются на Пути Ученичества.

3. На ментальном плане Ангел Присутствия и Страж Порога.

С ними встречаются на Пути Посвящения.

б. Развитие и выравнивание тел

После этих вводных замечаний мы можем перейти к подробному изучению вышеприведённого материала, где говорилось о присвоении душой различных тел, об их развитии и взаимосвязях и, наконец, о координации и выравнивании. Последняя часть наводила на мысль о том, что пролить какой-то свет на многие из тех проблем, с которыми сталкивается сегодня психолог, позволил бы подход к ним с эзотерических позиций.

Знакомясь с текущей оккультной литературой на данную тему, пытливый учащийся придёт к выводу, что акцент в ней делается на процессе, в результате которого Эго, или душа, притягивает к себе форму, используя для этой цели ментальную единицу и два постоянных атома для закрепления в трёх мирах человеческого опыта. Аспект материи или, вернее, субстанции играет при этом одну из главных ролей. Поэтому данная тема рассматривалась в моих предыдущих книгах, которые должны были помочь в наведении мостов между старым «пониманием» и эзотеризмом нового века. Следует, однако, учесть два обстоятельства:

1. Такие термины, как «ментальная единица», «постоянный атом» и так далее, 314] это лишь символические способы выражения сложной истины. Истина же состоит в том, что душа активна на всех трёх низших планах и представляет собой такой вид энергии, который функционирует в поле сил и вызывает тем самым какую-то активность.

2. Постоянные атомы на самом деле никакие не атомы, а просто энергетические фокусы, достаточно мощные, чтобы притягивать к себе и держать в связном состоянии субстанцию, необходимую душе для создания формы выражения.

Сама душа – главный центр накопления опыта в жизни монады, а низшие тела суть центры выражения в жизни души. По мере непрерывного перемещения сознания человека в более высокие тела, через которые возможно выражение, душа постепенно превращается в главный центр сознательного опыта, а меньшие центры опыта (низшие тела) всё более и более теряют своё значение. Они всё меньше нужны душе для обретения опыта и всё больше – для служения.

Ту же мысль надо ввести в нашу концепцию о душе как о центре сознания. На ранних стадиях эволюции душа использует тела как центры накопления сознательного опыта, и именно они и этот опыт заботят её в этот период больше всего. Но со временем человек всё увереннее сознаёт себя душой, а присущее ему сознание (как душе в трёх телах) ослабевает, пока тела не становятся лишь инструментами контакта, через которые душа поддерживает осмысленные отношения с миром физического плана и ощущений, с чувственными уровнями и с миром мысли.

Итак, для правильного понимания и извлечения психологической пользы из данного раздела важно постоянно помнить, 315] что мы всегда будем оперировать категориями сознания и душевной энергии, подходя к чувствительной субстанции лишь с точки зрения её полезности во времени и пространстве, или в проявлении. Говоря о фокусах душевной энергии ментального, астрального и физического планов, мы не будем думать о постоянных атомах как о материальных центрах, или зачатках формы, как принято считать. Для нас они будут просто выражением – притягательного или магнетического качества в зависимости от обстоятельств – душевной энергии, воздействующей на энергии, способные отзываться на позитивные аспекты той энергии, с которой они контактируют. Освещая эту сложнейшую проблему, заметим, что проблемы психологии делятся на две основные группы:

1. Трудности при работе психолога с людьми, проводники выражения которых как центры накопления опыта творческой души неадекватно для её целей отзываются на своё окружение. Объясняется это тем, что центры эфирного тела пробуждены в разной степени, но лишь частично, что, в свою очередь, является причиной посредственной и неравномерной работы эндокринной системы.

2. Трудности тех людей, чьи проводники выражения, как центры накопления опыта, переразвиты, или перевозбуждены и не имеют надлежащего сознательного контроля души. В настоящее время это касается главным образом астрального тела, вызывая чрезмерную чувствительность центра солнечного сплетения или горлового центра и связанные с этим трудности. Этим же в значительной степени объясняется и нестабильная работы щитовидной железы.

Есть и третий разряд трудностей, с которыми сталкиваются идущие по 316] Пути Ученичества, но мы не будем их касаться.