Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

в багаже жизни, чтобы воскреснуть позднее, получив своё истинное выражение, однако неопределённость и ощущение двойственности должны в конечном счёте трансформироваться в твёрдую ментальную ясность, дуализм должен уступить место опыту единения, а туманы – рассеяться. Мистик видит как бы сквозь тусклое стекло, но когда-нибудь обязательно познает, подобно как он познан.66

Когда мистически ориентированный человек обращается за помощью к мудрому современному психологу, последнему рекомендуется мягко и постепенно подвести его к циклу сомнений, даже если на время он станет агностиком. В результате быстро установится желанное равновесие. Обращаю ваше внимание на слова «мягко и постепенно». Поощрение нормальной физической жизни с её обыденными интересами, исполнение налагаемых ею обязанностей и принятие ответственности, а также естественное физическое функционирование весьма способствуют выработке необходимой и здоровой ориентации.

3. Бред. Я намеренно употребляю это выразительное слово применительно к трудным и опасным этапам мистической жизни. Когда заблуждения мистика и снижение жизнеспособности перешли ту границу, за которой наступает стадия утраты реального внутреннего контроля, и 603] из-за погружения в мистический настрой теряется чувство соизмеримости, то ни общепринятые нормы (ни полезные, ни вредные), ни социальное воспитание, ни экономическая ответственность, ни человеческие обязанности, ни какие бы то ни было аспекты повседневной жизни, интегрирующие человеческую единицу в целое человечества, уже не в состоянии управлять низшей природой. Внешнее выражение мистика становится ненормальным, а его поведение (с точки зрения высших и лучших ценностей) – антиобщественным. Это антиобщественное поведение варьируется в самых широких пределах от сравнительно заурядного фанатизма, не допускающего у своего носителя больше одной точки зрения из множества возможных, до некоторых ярко выраженных и опознаваемых форм безумия. Мистик одержим своей особой мыслеформой истины и реальности. В голове у него властвует лишь одна идея. Ум его бездействует, так как мозг стал инструментом астральной природы, выражающим лишь фанатическую преданность и эмоциональную одержимость. Аджна активизируется прежде достижения хоть какого-то уровня подлинной интеграции всего человека, когда активизация этого центра ещё никак не оправдана.

Для человека наступает период множества нежелательных выражений, включая самую пристрастную односторонность, самый настоящий фанатизм, садизм, оправдываемый предполагаемым духовным мотивом (вспомним инквизицию), и некоторые формы умственных расстройств. Говоря оккультно, «огненное видение начинает сжигать свою жертву, разрушая узы тесной дружбы между умом и мозгом». Жгучая астральная лихорадка неизбежно затрагивает как физическое тело, так и личностное выражение, и теперь о реальности и серьёзности болезни по её результатам и следствиям можно судить уже со стороны. Нечасто тут удаётся сделать хоть что-нибудь, а иногда и вообще ничем невозможно помочь. В текущей жизни мистик нанёс себе непоправимый вред. Своё благое дело должны сделать целительное влияние смерти и жизненный антракт вне физического плана, прежде чем человек вернётся в нормальное состояние и начнёт 604] придавать своему Видению Добра, Красоты и Истины действенное выражение на плане повседневности. Тогда к решению проблемы он подключит свой ум; тогда он обнаружит, что видение есть лишь отражение Плана Бога. Он узнает, что прежде чем приступать к мировому служению и сотрудничеству с Иерархией, способность персонализировать устремление необходимо трансформировать в способность деперсонализировать самого себя.

4. Отрешённость. Это одна из главных психологических трудностей, приводящая к известному феномену раскола. Преодоление её представляет собой одну из труднейших задач. Мистик, неспособный видеть ничего, кроме своего видения, и воспринимающий его лишь в виде символических форм, страстного сексуального влечения, томительных устремлений или кипучей «жизни желания», может в конце концов порвать все здоровые отношения как внутри себя (когда и физическое тело, и эмоциональная жизнь, и ум существуют сами по себе, независимо друг от друга), так и с окружением и окружающими, пренебрегая своими обязанности по отношению к ним, и жить исключительно в им самим созданном мире: отрешенным, застывшим и безучастным к нормальным занятиям и человеческим нуждам. Иногда к этому побуждает его неосознанное желание убежать от ответственности, от боли и однообразия ежедневного быта