Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

материалом, строя из него пробные формы, отбрасывая его по своей воле, вновь собирая нужный материал и упорно создавая всё более адекватные модели в соответствии с воспринимаемым образом. Когда-нибудь модель будет отвергнута, и воспринимая образ таким, каков он есть в действительности, работник, душа, примется за сознательное построение Храма Господня из обусловленного и подготовленного материала, который она долгими веками добывала в каменоломне жизни в форме, личной жизни.

Итак, мы показали два кризиса в субъективной жизни души:

1. Кризис, во время которого душа, слепая, ограниченная и связанная формой, начинает трудиться в каменоломне опыта, далеко от собственной страны, с неприспособленным инструментом и в полном, временном, добровольном неведении относительно замысла, или образа.

2. Кризис, наступающий в опыте души гораздо позднее, когда душа знает замысел гораздо лучше и подготовила больше материала. Она уже не слепа и способна работать в сотрудничестве с другими душами, готовя материал для завершения Храма Господня. Воплощённая в человеческой форме, она, трудясь в Храме, вносит свой особый вклад в целое, который символически можно определить как:

а. Камень, заложенный в основании и характеризующий освященную физическую жизнь.

б. Колонна самого Храма, характеризующая жизнь, движимую желанием или устремлением.

в. Чертёж, воспроизводящий 59] Великий Образ или Замысел и представляющий собой тот фрагмент, который индивид должен был реализовать и поисками которого занимался.

г. Излучение, или свет, усиливающий Шекину, свет, «всегда сияющий на Востоке».

В решении задачи души, присваивающей одну оболочку выражения за другой, важны три момента:

1. Состояние субстанции оболочек, определяющее оснащённость.

2. Отзывчивость на образ, зависящая от стадии сознательного развития.

3. Способность работать в согласии с Планом, зависящая от количества и качества пережитых кризисов.

Все они развиваются по мере того, как душа, раз за разом, проходит опыт физического воплощения; позднее, когда сознательно осуществляется продвижение с плана на план, это развитие происходит с явным намерением. Работа облегчается и значительно ускоряется, когда душа начинает, активно, разумно и интуитивно работать с образом, вынося из каждого кризиса (обязательно отмечаемого расширением сознания) все новые наработки и новые постижения великого Замысла вместе с более совершенной и адекватной оснащённостью для исполнения работы.

Развивая далее тему о связи души со своим инструментом – механизмом, посредством которого или через который она выражает качество, активность и, в конце концов, божественность (что бы ни значило это неопределённое слово), – нам придётся рассмотреть её с двух сторон.

60] Во-первых, мы должны рассмотреть применение этого механизма на Пути Выхода, во-вторых, – его применение на Пути Возвращения.

В первом случае мы имеем дело с тем, что можно считать физиологическим аспектом, поскольку сознание главным образом фокусируется в физической природе. Во втором случае нас интересует чисто ментальный аппарат, хотя слово «аппарат» не подходит принципиально.

Здесь стоит прерваться и обсудить идеи механизма и божественности, так как в них прослеживается тенденция к материализации представления о божественности, особенно на Западе. Божественность Христа, например, нередко подтверждают Его чудесами и сверхъестественными способностями, которые Он так часто демонстрировал. Но сверхъестественные способности сами по себе отнюдь не являются свидетельством божественности. Крупные выразители зла могут производить такие же чудеса и демонстрировать те же способности творить за гранью нормальных человеческих возможностей. Такие способности присущи творческому аспекту Божественности, третьему, или материальному, аспекту и связаны с интеллектуальным пониманием материи и способностью ума управлять субстанцией. Поэтому данная способность не является ни божественной, ни не-божественной. Она демонстрирует возможности ума и может в равной степени использоваться и воплощённым Сыном Божьим, действующим как Мировой Спаситель, или Христос, и существами, которые стоят на пути разрушения и называются (теми, кто не знает более подходящего названия) Черными Магами, Злыми Силами и Дьяволами.

Божественность (в строгом смысле этого слова) означает выражение качеств второго, или строительного аспекта Бога: магнетизма, любви, вмещения, нераздельности, жертвенности на благо миру, бескорыстия, интуитивного понимания, сотрудничества с Планом Бога и множества