Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

или Перевоплощения.

3. Внутреннюю структуру человека и её связь с внешней осязаемой формой.

Интересно, что почти все учения о перевоплощении акцентируют материально-феноменальную сторону, хотя всегда более или менее случайно упоминают о духовных и ментальных приобретениях, получаемых от воплощения к воплощению в школе жизни на нашей планете. Об истинной природе раскрывающейся осведомлённости и о росте во внутреннем сознании истинного человека говорится немного, а о дальнейшем освоении в каждой жизни 433] механизма контакта и о результате повышения чувствительности к окружению (единственно ценных для «Я» наработках) не говорится почти ничего. Много и живописно изображаются детали быта, описываются возможные материальные ситуации, места, одежда и личностные человеческие отношения, а «открытием прошлых воплощений» обычно называется открытие драматических событий, которое питает индивидуальное сознание перевоплощающегося и, как правило, – его тщеславие. Столь странному представлению есть несколько причин. Во-первых, мир иллюзий по-прежнему доминирует в жизни даже лучших людей; во-вторых, эволюционный уровень писателя или оратора не позволяет ему взглянуть на жизненный цикл с точки зрения души, отстранённо и в истинном свете, иначе он опустил бы описание материальных феноменов, а то и вовсе не заметил бы их, а говорил бы только о ценностях – духовных и ментальных – и о том, что относится к внутренней групповой жизни. Методы представления многовековой доктрины перевоплощения и ненужный акцент на формальном аспекте в ущерб душевным ценностям явились причиной негативной реакции на весь предмет в умах мыслящих людей и учёных. Но несмотря на это есть и положительные результаты, так как теория эта неуклонно проникает в сознание человечества, становясь составной его частью и находя общественное и, наконец, научное признание.

Рассматривая внутреннюю структуру человека и факторы, которые формируют и обусловливают внешнее явление и качество, определяя тем самым особенности поведения, психологам придётся изучать следующие аспекты, 434] начиная с низшего и расширяя свои представления до самого высокого из доступных:

1. Аппарат внешнего отклика, действующий под импульсами внешнего окружения и внутренних субъективных сфер. Последние, согласно эзотерическим теориям, поступают через

а. Мозг, где осуществляется управление некоторыми аспектами нервной систем – прежде всего ментальным влиянием, а затем сознательным руководством души.

б. Эндокринную систему, или систему желез, действующую под импульсами, поступающими в физическое тело через семь центров тела эфирного, экстернализацией или физическим аналогом которых и является эта система. Оказывая обусловливающее воздействие на человека через кровь, сами железы обусловливаются центрами.

в. Управляющее некоторыми аспектами нервной системы солнечное сплетение, которое главным образом представляет собой инстинктивный, или животный, мозг.

г. Сердце, центр жизни.

2. Витальное, или эфирное, тело, которое является главным активизирующим фактором, точной копией, или двойником, внешней формы, главным посредником между внутренними мирами и внешним человеком. Нади (силовые линии или нити) стоят за каждым нервом человеческого тела, а центры, которые они формируют в определённых точках пересечения, или сочленения, суть причинные, или мотивирующие, факторы всех нервных узлов или сплетений человеческого тела. Некоторые из этих главных и малых центров имеют уникальную эволюционную значимость. Перечислим их:

435]

а. Головной центр, где заключена душевная энергия. Это центр, через который функционирует сознательный, духовный человек.

б. Сердечный центр, являющийся местоположением жизни, высшего принципа, который выражается через человека.

в. Центр солнечного сплетения, являющийся местоположением инстинктивной жизни, животной души и высокоразвитой эмоциональной природы.

г. Центр у основания позвоночника, являющийся главным интегрирующим центром и начинающий свою функциональную активность после двух главных слияний: слияния трёх тел в единую координированную личность и соединения души и тела.

3. Эмоциональное, или чувственное, тело, часто называемое астральным. Из этого проводника исходят желания, импульсы, устремления и те конфликты двойственности, которые нередко мучат ученика и тормозят его продвижение. В этом же теле протекает и жизнь творческого воображения. Здесь тоже есть силовые центры, аналогичные центрам эфирного тела, но у большинства людей астральный проводник активизируется преимущественно из мира