Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

наставника. Множество подобных терминов применяется в соответствии со школой мысли, к которой относит себя человек или которая привлекла его внимание.

Тенденция к приятию субъективного водительства того или иного рода будет расти по мере усиления субъективной ориентации человечества, освоения им различных сфер внутреннего существования и всё большего его тяготения к миру смысла. По этой причине я и хочу провести относительно подробный анализ возможных источников водительства, чтобы люди по крайней мере знали, что предмет гораздо сложнее и шире, чем им представляется, и что необходимо установить источник предлагаемого водительства, чтобы точнее представлять, в каком направлении их ведут. Нельзя забывать, что слепое, безрассудное согласие на подобное водительство (как это практикуется в настоящем) в конце концов превращает человека в безвольно воспринимающий автомат. Если эта практика станет общепринятой и войдёт в норму, то раса лишится своего права на высший божественный дар – свободную волю. Но непосредственной опасности нет, если мыслящие люди задумаются над этой проблемой. Кроме того, в воплощение ныне приходит 482] слишком много продвинутых Эго и в мире сейчас слишком много учеников, громко и чётко говорящих о свободном выборе и интеллектуальном постижении плана Бога, чтобы позволить опасности принять угрожающие размеры.

Имеет смысл ещё раз назвать те школы мысли, которые выводят «водительство» на передний план или своими методами и доктринами содействуют развитию чуткого внутреннего слуха, но не объясняют разницу между источниками водительства и между различными звуками, голосами и так называемыми вдохновенными указаниями, которые может уловить чуткий слух при определённом навыке.

Эмоциональные последователи церквей всех вероисповеданий и направлений всегда склонны прятаться от треволнений и тягот жизни за убеждением в ведущем Присутствии Бога и слепой покорностью тому, что обобщённо называется «волей Божьей». Практика жизни в Присутствии Бога – в высшей степени желанный и необходимый этап, но надо понимать, что это означает и неотступное преобразование ощущения двойственности в ощущение отождествлённости. Принятие Воли Бога может выразиться в виде согласия с безысходностью обстоятельств и условий собственной жизни и нежелания сделать хоть что-нибудь, чтобы как-то улучшить и облегчить своё положение (а то и вырваться из него). Судьба и ситуация понимаются при этом как неизбежность безропотной и безмятежной жизни в границах навязанного кольца-не-преступи. При этом неминуемо развивается дух покорности и приятия, и, называя своё положение выражением воли Божьей, человек находит в себе силы выносить её. В некоторых наиболее возвышенных состояниях приятия чувствительные люди слышат голос, внушающий им покорность, не сознавая, что это их собственный голос, и принимая его за глас Божий. Из пассивности и слепой, 483] бездумной покорности их могли бы вывести понимание, признание великого Закона Причин и Следствий (осуществляющегося от жизни к жизни) и осмысление своей проблемы как необходимого урока. Жизнь не требует ни повиновения, ни покорности. Она требует активности, отделения позитивных и высоких ценностей от нежелательных ориентиров и культивирования того боевого духа, который добьётся организации, понимания, и, в конце концов, выхода в сферу полезной духовной активности.

Люди, участвующие в деятельности таких школ мысли, как «Ментальная Наука», «Новая Мысль», «Христианская Наука» и тому подобных, тоже, как правило, приходят к основанному на самовнушении состоянию пассивности. Постоянное повторение услышанного, но не осознаваемого факта собственной божественности в конце концов вызывает отклик формальной стороны жизни, который, если и не звучит прямо как чёткое руководство, то всё равно воспринимается как некое водительство, не оставляющее места для свободной воли. Такова преимущественная реакция в этом случае. Если в предыдущем абзаце мы говорили о слепом принятии нежеланной доли, навязываемой волей Бога, которая не может не быть благой и правильной, то во второй группе субъективного человека пытаются подтолкнуть к принятию диаметрально противоположного состояния. Его учат, что не бывает плохих условий, кроме тех, что создаются им самим, и что нет ни боли, ни неприятностей, и внушают ему, что он божественен и является наследником веков и что несправедливости, ограничения и несчастья порождены его же собственным творческим воображением и на самом деле их не существует.

Обе школы мысли учат истине о судьбе, зависящей