Алиса Бейли

Эзотерическая психология. Трактат о 7 лучах

и мудрое использование этих пяти энергий в служении, между личностью и душой устанавливается ритм. Возникает как бы магнитное поле, и обе вибрирующие магнетические единицы, или сгруппированные энергии, начинают взаимопроникновение в поле влияния друг друга. На первых порах это происходит редко и случайно, но затем всё чаще, формируя контактный канал, который в конечном итоге превращается в линию наименьшего сопротивления, «путь схождения», как её иногда эзотерически называют. Так возводится первая половина «моста» – антахкараны. К третьему посвящению этот путь закончен и посвящённый может «вступить по своей воле в высшие миры, оставляя низшие далеко позади, или вернуться и ступить на путь, ведущий от тьмы к свету, от света во тьму и из дольних, низших миров в сферы света».

Так двое становятся одним, и достигается первое великое согласие на пути возвращения. Но впереди вторая стадия пути, приводящая ко второму, ещё более важному соединению, дающему полное освобождение от трёх миров. Необходимо помнить, что душа в свою очередь представляет собой союз двух энергий с энергией духа, по отношению к которым три низшие энергии являются отражением. В ней синтезированы 70] энергия самой Жизни (демонстрирующейся в мире форм в виде жизненного принципа), энергия интуиции, или духовной любви-мудрости или понимания (демонстрирующейся чувствительностью, чувством, астрального тела) и энергия духовного ума, отражением которого в низшей природе является ум, или принцип интеллекта в мире форм. Это те три энергии, что в теософской литературе называются атма-буддхи-манасом. Они составляют высшую тройственную комбинацию, которая отражается в низших трёх и фокусируется через тело души на высших уровнях ментального плана перед «материализаций в воплощении», как это эзотерически называется.

Модернизируя эту концепцию, можно утверждать, что энергии, оживляющие физическое тело и сознательную жизнь атома, чувственно-эмоциональные состояния и понимающий ум, в конечном счёте должны быть слиты и преобразованы в энергии, оживляющие душу. Это духовный ум, приносящий просветление, интуитивная природа, дающая духовное восприятие, и божественная жизненность.

После третьего посвящения движение по «Пути» ускоряется и заканчивается построение «моста», образующего совершенное соединительное звено между высшей духовной Триадой и её низшим материальным отражением. Три мира души и три мира Личности превращаются в единый мир, в котором посвящённый живёт и работает, не видя различия и считая один из них миром вдохновения, а другой полем служения, но оба вместе – единым миром активности. На внешнем плане оба мира символизируются субъективным эфирным телом (или телом витального вдохновения) и плотным физическим телом.

Как должна строиться связующая антахкарана? Какие шаги должен предпринимать ученик? Мы не касаемся здесь Пути Испытаний, на котором должны исправляться 71] основные недостатки и развиваться основные добродетели. Большая часть данных в прошлом духовных наставлений содержит правила культивирования добродетелей и качеств, необходимых для ученичества, и констатируют необходимость самоконтроля, терпимости и бескорыстия. Но это элементарные стадии, само собой разумеющиеся для всех, кто изучает данный трактат. Предполагается, что они не только вырабатывают нужный для ученичества характер, но и стараются привести себя в соответствие с более серьёзными и трудными требованиями для тех, кто хочет достичь посвящения.

Нас интересует именно работа «мостостроителей». Прежде всего, отметим, что реальное построение антахкараны происходит лишь тогда, когда ученик начинает твёрдо фокусироваться на ментальных уровнях, и его ум, следовательно, функционирует сознательно и с пониманием. На данной стадии он должен более точно, чем раньше, представлять различие между Мыслителем, аппаратом мышления и самой мыслью, начиная с его двойной эзотерической функции:

1. Распознавания и восприимчивости к Идеям.

2. Творческой способности сознательного построения мыслеформ.

Это в силу необходимости требует твёрдого ментального настроя и переориентации ума на реальность. Начиная фокусироваться на ментальном плане (в чём и состоит главный смысл медитативной работы), ученик берётся за работу в ментальной материи и осваивает возможности и цели применения мысли. Он достигает определённого умственного контроля и способен поворачивать прожектор ума в двух направлениях: в мир человеческих стараний и в мир активности души. Как душа пролагает себе путь, проецируя себя энергетической нитью,