Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

-

В. Я хочу знать истину, которая подходит для меня в моем настоящем

состоянии. Как я могу обнаружить то, что не является ложью?

0. У вас есть методы проверки почти для всего, что вы знаете.

Но прежде всего вы должны узнать, что вы можете знать и чего

18

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

знать не можете. Это помогает проверке. Если вы начнете с этого, вы

скоро услышите ложь, даже не размышляя. Ложь обладает особенным звуком,

особенно ложь о вещах, которых мы не можем знать.

В. Относительно воображения. Если вы думаете вместо того, чтобы

воображать, должны ли вы все время сознавать свое усилие?

О. Да, вы будете сознавать его -- не столько усилие, сколько контроль.

Вы будете чувствовать, что контролируете вещи, что они не происходят сами

собой.

В. Когда вы говорите 'вспоминайте себя', подразумеваете ли вы под этим

вспоминать после того, как наблюдали себя, или подразумеваете вспоминать

вещи, которые, как мы знаем, существуют в нас?

0. Нет, берите это совершенно отдельно от наблюдателя. Вспомнить себя

означает то же, что и осознать себя -- 'я есть'. Иногда это приходит само

собой; это очень странное ощущение. Это не функция, не размышление, не

чувство; это особое состояние сознания. Само по себе оно приходит только на

очень короткие моменты, обычно в совершенно новой среде, и каждый говорит

самому себе: 'Как странно, я здесь'. Это -- самовоспоминание; в этот момент

вы вспоминаете себя.

Позже, когда вы начнете различать эти моменты, вы придете к другому

интересному заключению: вы поймете, что то, что вы помните из детства,

является только проблесками самовоспоминания, так как все, что вы знаете об

обычных моментах, это то, что вещи произошли. Вы знаете, что были там, но

ничего не помните точно; но если этот проблеск случается, тогда вы

вспоминаете все, что окружало этот момент.

В. Может ли человек с помощью наблюдения осознать, что у него нет

определенных вещей? Нужно ли наблюдать вещи с точки зрения того, что все

возможно?

О. Я не думаю, что необходимо употреблять такое слово, как

'все'. Именно наблюдать, без какого-либо предположения, и наблюдать

только то, что вы можете видеть. В течение длительного времени вы

должны наблюдать и пытаться выяснить все, что можете, об интеллектуальной,

эмоциональной, инстинктивной и двигательной функциях. Тогда вы сможете

прийти к заключению, что имеете четыре определенных ума -- не только один

ум, но четыре различных ума. Один ум контролирует интеллектуальные функции,

другой, совершенно особый ум, контролирует эмоциональные функции, третий

контролирует инстинктивные функции и четвертый, опять-таки, совершенно

особый, контролирует двигательные функции. Мы называем их центрами:

интеллектуальный центр, эмоциональный центр, двигательный центр и

инстинктивный центр. Они совершенно независимы. Каждый центр имеет свою

собственную память, свое собственное воображение и свою собственную волю.

ГЛАВА I

19

В. Возможно ли, зная себя достаточно, увидеть непротиворечивость внешне

противоречивых желаний?

0. Знание само по себе недостаточно. Человек может знать, а желания все

же могут быть в противоречии, так как каждое желание представляет различную

волю. То, что мы называем нашей волей в обычном смысле, есть только

равнодействующая желаний. Равнодействующая иногда достигает определенной

линии действия, а в другое время не может достичь какой-либо определенной

линии, так как одно желание идет одним путем, а другое -- другим путем, и мы

не можем решить, что делать. Это наше обычное состояние. Несомненно, наша

будущая цель -- прийти к единству вместо того, чтобы быть множественными,

какими мы являемся в настоящее время, ибо, чтобы сделать что-либо правильно,

знать что-либо правильно, прийти к чему-то, мы должны стать едиными. Это

очень далекая цель, и мы не можем начать приближаться к ней до тех пор, пока

не узнаем себя, ибо в том состоянии, в котором мы пребываем в настоящее

время, наше незнание самих себя таково, что когда мы понимаем это, мы

ужасаемся, что не сможем найти выхода.

Человеческое существо очень сложная машина и должно быть изучено как

машина. Мы представляем себе, что для управления любого рода машиной, такой,

как автомобиль или железнодорожный локомотив,