Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

попытайтесь найти для самих себя, что вы называете

злом, но не путем определения, а посредством примеров. Когда вы будете иметь

некоторое количество примеров, спросите себя, могут ли они быть

сознательными? Можно ли сознательно причинить зло? Позднее вы увидите, что

эти действия могут быть сделаны только несознательно. Другим ответом

является то, что все, что вы называете злом, может происходить механически,

и оно всегда происходит механически, поэтому не нуждается в сознательности.

Я сказал, что мы будем изучать идеи настоящей системы главным образом в

связи с эволюцией человека, и объяснил, что под эволюцией мы должны понимать

сознательный процесс и сознательные усилия, непрерывные и соединенные. Нет

механической эволюции, как она иногда понимается. Эволюция, если она

возможна, может быть только сознательной, и в начале эволюция

ГЛАВА I

33

всегда является эволюцией сознания, она не может быть эволюцией

чего-либо еще. Если сознание начинает развиваться, начинают расти и

развиваться другие вещи. Если сознание остается на одном и том же уровне,

все остальное тоже остается на том же уровне.

Есть несколько вещей, относящихся к эволюции, которые важно понять с

самого начала. Во-первых, то, что из очень большого количества людей 1, 2 и

3 только очень немногие могут стать No 4, 5, 6 и 7 или даже начать

становиться ими. Это должно быть очень хорошо понято, так как, если мы

начинаем думать, что каждый человек может развиваться, мы перестаем понимать

условия, необходимые для начала эволюции, как я описал их вам в примере

бегства из тюрьмы.

В. Имеют ли все расы людей одни и те же возможности развития?

0. Это очень интересный вопрос. Я задал этот вопрос, когда впервые

подошел к этой работе, и мне сказали, что он обсуждался в очень значительных

школах в весьма важный период и что после проведения всех возможных

экспериментов в этой связи школы пришли к заключению, что с точки зрения

возможного развития нет разницы между белой, желтой, черной, коричневой и

красной расами. В настоящее время белая и желтая расы имеют преобладающее

влияние, тогда как в прошлом преобладала, вероятно, одна из других.

Например, Сфинкс напоминает негра, -- не европейца.

В. В связи с тем, что вы сказали о добре и зле: может ли последователь

настоящей системы принимать участие в войне?

0. Это его дело. Нет никаких внешних запрещений или условий.

В. Имеет ли человек право примирять двух других?

0. Опять-таки, это его дело. Эта система оставляет человека очень

свободным. Он хочет создать сознательность и волю. Ни сознательность, ни

воля не могут быть созданы на основе внешних ограничений. Каждый человек

должен быть свободным. Вы должны понять, что внешние вещи имеют наименьшее

значение. Важными являются внутренние вещи, внутренняя борьба.

В. Имеется много вещей, которые кажутся мне злыми, но которые я

способен совершить.

0. Вы не можете брать самих себя, так как вы можете брать только

примеры зла, которое уже совершили. Поэтому лучше брать идею вообще. Отыщите

все возможные примеры, -- я не имею в ВИДУ несчастные случаи или ошибки, ибо

многие преступления случайны, -- но берите все, что мы называем определенным

умыш-ленным злом, и вы увидите, что оно не требует сознательности;

только механическое действие, -- и все происходит.

В. Это создает иллюзию выбора?

О. Это есть величайшая иллюзия -- иллюзия 'делания' и иллюзия выбора.

Эти способности принадлежат более высокому уровню. Начиная с No 4, человек

обладает выбором, но люди 1, 2 и 3 имеют очень мало выбора.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

В. Вы хотите сказать, что изучение черной магии не является

сознательным злом?

О. Знаете ли вы кого-нибудь, кто изучал ее, за исключением людей,

которые читали книги с ужасающими картинками и обманывали самих себя?

В. Если вы умышленно решили действовать так, чтобы обмануть другого

человека, разве это не умышленное зло?

О. Наиболее вероятно, что вы не смогли помочь самому себе;

имелось такое давление обстоятельств или чего-то еще, что вы не могли

сделать иначе.

Все это трудные проблемы, и нужно продолжительное время, чтобы

привыкнуть к ним, так как мы привыкли думать ошибочным образом. Например,

когда мы смотрим на