Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

что подразумевается под бытием, уровнями бытия, изменением бытия.

Настоящая система говорит, что все -- силы, энергия, различного рода

деятельность, все они зависят от уровня бытия. Мы не можем знать больше

вследствие нашего уровня бытия. В то же время малейшая разница в уровне

бытия раскрывает новые возможности для знания и для 'делания'. Все наши силы

определяются нашим уровнем бытия.

В. Я понял так, что все мы находимся на одном и том же уровне.

О. Да, по сравнению с человеком No 4. Но имеются люди, которые

находятся дальше от уровня человека No 4, и другие, которые находятся ближе

к нему. Как и во всем другом, здесь имеются степени. Существует значительное

расстояние между двумя уровнями, но существуют и промежуточные состояния. То

же самое в нас: каждый из нас может быть различным в различные моменты.

Имеется небольшая разница между людьми, но недостаточно измерять бытие.

Все нормальные люди рождаются на одном и том же уровне и имеют одинаковые

возможности. Никто не может родиться выше, чем на обычном уровне. Мы не

можем достигнуть чего-либо без специальной тренировки. Незначительными

различиями среди людей являются различия в функциях, но действительным

различием бытия является различие состояния сознания. Различие в функции

есть одностороннее различие.

В. Можете ли вы подробнее объяснить степени различия между нами и

человеком No 4? Я хочу понять.

О. Это правильный вопрос; и вы можете понять это путем наблюдения

других людей и себя. Имеются люди No 1, 2 и 3, которые вообще не

интересуются возможностью развития, или достижением знания, или чем-либо

подобным. Затем есть те, которые имеют возможность некоторого понимания, но

оно движется от одной вещи к другой -- ненаправленный интерес. Затем может

быть направленный интерес, начало магнетического центра, встреча с влиянием

С и т. д. Поэтому человек 1, 2 и 3 может быть очень разным -- он может быть

ближе к возможности развития, дальше от этих возможностей или даже без

каких-либо возможностей.

В. Как может человек понять знание других людей, если сам не находится

на том же уровне?

О. Имеете ли вы в виду того, кто может учить, кому человек может

доверять и т. д.? На том уровне, где мы находимся, мы

ГЛАВА и

67

можем судить о знании людей, но не об их бытии. Мы можем видеть

безошибочно, кто знает больше. Но в бытии мы легко можем ошибиться.

Допустим, вы встречаете кого-либо, кто знает больше, чем вы, но вы

подозреваете, что его бытие ниже. Вы ошибаетесь, ибо не ваше дело судить о

его бытии. Оставьте его бытие в покое и попытайтесь поучиться у него. Мы не

способны видеть уровни бытия более высокие, чем наш собственный; мы можем

судить об уровне бытия только на том же уровне, что и наш, или более низком.

Важно помнить этот принцип.

В. Является ли настоящая система системой знания?

О. Настоящая система -- не столько система знания, сколько система

мышления. Она показывает, как думать иначе, что означает думать иначе,

почему лучше думать иначе. Думать иначе означает думать в иных категориях.

Одна вещь имеется на нашем пути -- мы не знаем, что означает 'знать'.

Мы должны попытаться понять, что значит знать; это поможет нам понять, что

значит думать в новых категориях.

В. Каково происхождение настоящей системы?

0. Я не буду говорить о деталях, но о принципе -- о том, каково должно

быть ее происхождение в принципе. Чтобы служить полезной цели, иметь

какой-либо вес, учение должно исходить от людей более высокого разума, чем

наш, иначе оно не поможет и мы останемся на том же уровне. Если учение

исходит из более высокого уровня, мы можем чего-то ожидать. Если оно исходит

из того же уровня, что и наш, мы не можем ничего ожидать. Мы имеем

достаточно материала для оценки. Мы можем спросить себя:

было ли оно изобретено на том же уровне, что и наш, или на другом

уровне? Если количество материала, который мы имеем, не дает нам возможности

судить, то мы должны ждать. Но только мы сами должны оценить. Если я скажу

вам свое суждение, то вы не сможете проверить это. Полезно размышлять о нем;

вы должны найти ответы для самих себя.

В. Передавалась ли эта система через поколения в течение веков?

0. Как вы можете проверить это?

В. Я поверю вашему слову.