Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

есть 'да' и 'нет', утверждение и

отрицание. Вся работа интеллектуального центра состоит из сравнения. Деление

в инстинктивном центре вполне очевидно: наслаждение -- боль. Вся

инстинктивная жизнь управляется этим. С первого взгляда кажется, что

эмоциональный центр также состоит из двух половин -- приятных и неприятных

эмоций. Но в действительности это не так. Все наши страстные и гнетущие

эмоции и, вообще, большая часть нашего умственного страдания имеют один и

тот же характер -- это неестественно для нашего организма. Наш организм не

имеет центра для этих отрицательных эмоций; они работают с помощью

искусственного центра. Этот искусственный центр -- род опухоли -- создается

постепенно в нас с раннего детства, ибо ребенок растет в окружении людей с

отрицательными эмоциями и подражает им.

В. Разве инстинктивные эмоции не отрицательны?

О. Они могут быть отрицательны, но они законны. Все они полезны.

Отрицательная половина инстинктивного центра является сторожем,

предупреждающим нас об опасности. В эмоциональном центре отрицательные

эмоции очень вредны.

Далее, каждая половина центра делится на три части: интеллектуальную

часть, эмоциональную часть и двигательную, или механическую, часть.

Двигательная часть каждого центра является наиболее механической и наиболее

часто применяемой. Обычно мы применяем только механические части центров.

Даже эмоциональные части применяются только изредка; что же касается

интеллектуальных частей, то они очень редко применяются в обычных условиях.

Это показывает, как мы ограничиваем себя, как мы применяем только малую,

самую слабую часть нашего организма.

Очень легко различить эти три части, когда мы начинаем наблюдать себя.

Механические части не требуют внимания. Эмоциональные части требуют сильного

интереса или отождествления, внимания без усилия или стремления, ибо

внимание привлекается и сохраняется путем притяжения самого предмета. А в

интеллектуальных частях вы должны управлять вашим вниманием.

Когда вы привыкнете управлять вниманием, вы сразу увидите, что я имею в

виду. Сначала характер действия покажет вам, какой центр внутри вас, а затем

наблюдение внимания покажет вам часть центра.

Особенно важно наблюдать эмоциональные части и изучать вещи, которые

привлекают и удерживают внимание, так как они

ГЛАВА III

81

вырабатывают воображение. Изучение внимания является очень важной

частью самоизучения, и если вы начнете наблюдать это деление центров на

части в дополнение к делению на сами центры, это даст вам возможность

различать более мелкие детали и поможет вам изучить внимание.

В. Возможно ли для нас таких, какими мы являемся, уделить внимание

чему-либо без отождествления?

0. Несомненно. Только вы должны различать внимание от отождествления.

Внимание может быть управляемо, отождествление является механическим.

В. Не сказали ли вы, что мы имеем три рода внимания?

0. Нет. Внимание одно, нет другого внимания. Но иногда вы можете

действовать без внимания -- вы можете делать многие вещи, даже нормальные,

логические вещи безо всякого внимания. В других случаях внимание

привлекается и сохраняется путем притяжения самой вещи, а в третьем случае

внимание является управляемым.

В. Я нахожу, что если я управляю моим вниманием даже в течение

короткого времени, я не могу воображать.

0. Совершенно верно, так как воображение продолжается в механических

частях центров, без внимания. Если внимание на чем-то сосредоточено,

воображение останавливается.

В. Разве управлять вниманием может только тот, кто помнит себя?

0. Это более или менее одинаково, но в то же самое время управляемое

внимание возможно в обычной жизни. Иногда люди могут управлять своим

вниманием и выполнять интересную работу, ничего не зная о самовоспоминании.

Хотя управляемое внимание очень близко к самовоспоминанию, все же между ними

имеется разница. Внимание может быть только в одном центре, в то время как

самовоспоминание требует работы трех или даже четырех центров.

В. Не очень ли легко для управляемого внимания стать отождествлением?

0. Нет, они совершенно различны. Одно представляет собой максимум

контроля, другое -- минимум контроля. В отождествлении нет возможности для

контроля.