Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

представлениям.

Главной идеей этой системы было то, что мы не используем даже малой

части наших способностей и наших сил. Мы имеем в себе, так сказать, очень

большую и очень тонкую организацию, только мы не знаем, как ее использовать.

В упомянутой группе употреблялись некоторые восточные метафоры, и мне

говорили, что мы имеем в себе большой дом, полный прекрасной обстановки, с

библиотекой и многими другими комнатами, но мы живем в подвале и на кухне и

не можем выйти из них. Если люди говорят нам, что этот дом имеет верхние

этажи, то мы не верим им, или смеемся над ними, или называем это суеверием,

сказками, баснями.

Эта система может быть разделена на изучение мира на новых принципах и

изучение человека. Изучение мира и изучение человека включает в себя

специальный язык. Мы стараемся употреблять обычные слова, те же, что мы

употребляем в обычной речи, но мы придаем им несколько отличное и более

точное значение.

Изучение мира, изучение Вселенной основано на изучении некоторых

основных законов, которые обычно неизвестны науке или не признаются ею.

Двумя главными законами являются Закон Трех и Закон Семи, которые будут

объяснены позже. В них входит и является необходимым принцип масштаба --

принцип, который не входит в обычное научное исследование или входит очень

мало.

Изучение человека тесно связано с идеей эволюции человека, но последняя

должна пониматься несколько иным образом, чем обычно. Обычно слово

'эволюция', примененное либо к человеку, либо к чему-нибудь еще,

предполагает род механической эволюции:

я имею в виду, что некоторые вещи посредством известных или неизвестных

законов трансформируются в другие вещи, а эти

12

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

последние трансформируются еще в другие и т. д. Но с точки зрения

настоящей системы вообще нет такой эволюции, -- я говорю не в общем, но

конкретно о человеке. Эволюция человека, если она происходит, может быть

только результатом знания и усилия. Пока человек знает только то, что он

может узнать обычным путем, для него нет и никогда не было какой-либо

эволюции.

Серьезное изучение начинается в этой системе со знакомства с

психологией, то есть с изучения самого себя, ибо психология не может быть

изучаема, как, например, астрономия, вне самого себя. Человек должен изучить

самого себя. Когда мне сказали об этом, я сразу заметил, что у нас нет

никаких методов изучения самих себя и в нас много ошибочных представлений о

себе. Таким образом, я понял, что мы должны освободиться от ошибочных

представлений о самих себе и в то же время найти методы для самоизучения.

Возможно, вы представляете себе, насколько трудно определить, что

подразумевают под психологией? В различных системах одним и тем же словам

придается разное значение, так что трудно дать им общее определение. Поэтому

мы начинаем с определения психологии как изучения самого себя. Вы должны

научиться некоторым методам и принципам и, в соответствии с Этими

принципами, и применяя эти методы, вы попытаетесь увидеть себя с новой точки

зрения.

Когда мы начинаем изучать себя, мы прежде всего сталкиваемся с одним

словом, которое употребляем больше, чем какое-либо другое; это слово -- 'я'.

Мы говорим: 'я делаю', 'я сижу', 'я чувствую', 'я люблю', 'я не люблю' и т.

д. Это наша главная .иллюзия, ибо главная ошибка, которую мы совершаем

относительно самих себя, это то, что мы рассматриваем самих себя как одно;

мы всегда говорим о себе 'я' и считаем, что говорим все время об одном

и том же, тогда как в действительности мы разделены на сотни и сотни

различных 'я'. В один момент, когда я говорю 'я', говорит одна часть меня, а

в другой момент, когда я говорю 'я', это говорит совершенно другое 'я'. Мы

не знаем, что имеем не одно 'я', но много различных 'я', связанных с нашими

чувствами и желаниями, и не имеем никакого контролирующего 'я'. Эти 'я' все

время меняются; одно подавляет другое, одно замещает другое, и вся эта

борьба составляет нашу внутреннюю жизнь.

'Я', которые мы видим в себе, делятся на несколько групп. Некоторые из

этих групп законны, они принадлежат к правильным делениям человека, а

некоторые из них совершенно искусственны и созданы вследствие недостаточного

знания и благодаря некоторым воображаемым представлениям,