Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

Нельзя позволять своим эмоциям руководить без вмешательства

интеллекта, не так ли?

О. Мы могли бы позволить, если бы были в нормальном состоянии, а так мы

не знаем, куда они нас заведут. Нет гарантии, что они, поведут нас тем

путем, которым мы хотим идти, -- мы можем стремиться попасть в одно место, а

наши эмоции заведут нас в другое.

В. Должны ли эмоции развивать свой собственный разум? О. Я вполне

согласен с вами, но что это значит? Это значит, прежде всего, что вы должны

учиться контролировать выражение всех неприятных эмоций; только тогда вы

сможете эмоционально знать, что делать дальше.

В. Вы говорите, что мыслительные и эмоциональные функции совершенно

разделены. Не трудно ли вам сказать, в чем разница?

О. Нет, это совсем не трудно, необходимо только немного терпения и

наблюдения; спустя некоторое время вы увидите совершенно ясно, что такое

мышление и что такое ощущение. В. Часто ли три центра работают одновременно?

О. Да, но 'одновременно' может иметь различные значения. Они работают над

одним и тем же предметом очень редко. Все четыре функции могут работать и

работают одновременно, но они могут работать над различными вещами. Примером

одновременной работы всех четырех функций над одним и тем же предметом могло

бы быть творчество.

Вследствие своей одновременной работы центры часто становятся очень

смешанными, тем не менее их можно различить. Это

ГЛАВА III

79

есть начало самонаблюдения и самопонимания: мы должны понять различные

функции и затем начать разделять их.

В. Почему двигательный центр может остановить воображение? Например, я

нахожу, что садоводство или любая физическая работа помогают остановить его.

О. Это значит, что один и тот же центр занят и воображением, и

садоводством. Это только доказывает, что воображение есть функция

двигательного центра.

В. Я не могу понять важности такого деления центров.

О. Очень важно видеть, что наш разум разделен на четыре разума, что в

нас нет единства, что четыре разума, или функции, совершенно различны. Одно

это дает нам другую картину самих себя.

В. Как можно различать эмоции и инстинкт?

О. Это очень важный вопрос, и он должен быть решен собственным

наблюдением и изучением. Инстинктивные эмоции всегда связаны с чем-либо

физическим. Так как современная психология не разделяет инстинктивные эмоции

от других эмоций, имеется некоторая трудность в понимании разницы. Но когда

вы знаете, что они различны, их возможно различить друг от друга.

В. Имеется ли что-нибудь, что может управлять непослушными органами или

клетками?

О. Да, инстинктивный центр. Вы думаете, что мы проживем полчаса, если

инстинктивный центр не работает? Он знает правильную и неправильную работу

каждого органа. Он всегда старается заставить их работать правильно. Мы

думаем, что органы работают сами по себе -- это воображение. Они управляются

инстинктивным центром. Это есть 'инстинкт' в действительном смысле по

отношению к человеку.

В. Имеет ли качество интеллекта какое-либо отношение к приобретению

сознания?

О. Да, потому что мы должны начинать с интеллекта. Наш интеллектуальный

центр лучше развит или больше находится под своим собственным контролем.

Эмоциональный центр более безответственен. Поэтому, так как в нашем

владении, в основном, находится интеллектуальный центр, мы должны применять

его до тех пор, пока мы либо не станем более сознательными, либо не научимся

применять более эффективно другие функции и управлять ими лучше, чем делаем

это теперь. В настоящее время мы не имеем контроля над инстинктивной и

эмоциональной функциями и имеем минимальный контроль над двигательной

функцией. Ими двигают внешние влияния. Мы не можем быть довольными или

сердиться без причины, а причина означает нечто внешнее. Позднее работа

должна быть в эмоциональном центре, так как главная энергия находится в нем.

Интеллектуальный центр является только вспомогательным, но в настоящее время

он -- это все, что мы имеем.

80

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Я хочу сказать вам несколько больше о центрах, это поможет вам понять

ситуацию. Некоторые центры делятся на две половины -- положительную и

отрицательную. Это деление очень ясно в интеллектуальном и инстинктивном

центрах. В интеллектуальном центре это