Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

себе, что в нас имеется четыре независимых существа, четыре

независимых разума. Мы всегда пытаемся свести все к одному разуму.

Инстинктивный центр может существовать совершенно отдельно от других

центров, двигательный и эмоциональный центры могут существовать без

интеллектуального. Мы можем представить себе четырех людей,

72

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

живущих в нас. Один, которого мы называем инстинктивным, есть

физический человек. Двигающийся человек также является физическим человеком,

но с другими склонностями. Затем имеются сентиментальный, или эмоциональный,

человек и теоретический, или интеллектуальный, человек. Если мы посмотрим на

себя с этой точки зрения, то нам легче увидеть, где мы совершаем главную

ошибку в отношении себя, ибо мы принимаем себя за одного человека и всегда

одинакового.

Мы не можем видеть центры, но можем наблюдать функции;

чем больше вы наблюдаете, тем больше материала будете иметь. Это

деление функций очень важно. Контроль любой из наших способностей может быть

получен только с помощью знания. Каждую функцию можно контролировать, если

мы знаем их особенности и скорость.

Наблюдение функций должно быть связано с изучением состояний и степеней

сознания. Необходимо ясно понять, что сознание и функции -- совершенно

различные вещи. Двигаться, думать, чувствовать, иметь ощущения -- это

функции; они могут работать совершенно независимо от того, сознательны мы

или нет; другими словами, они могут работать механически. Быть сознательным

-- это нечто совершенно другое. Но если мы более сознательны, это немедленно

увеличивает остроту наших функций.

Функции можно сравнить с машинами, работающими при различных степенях

освещенности. Эти машины таковы, что они способны работать лучше при свете,

чем в темноте: чем больше света в каждый момент, тем лучше работают машины.

Сознание есть свет, а машины -- функции.

Наблюдение функций требует длительной работы. Необходимо найти много

примеров каждой из них. При изучении их мы неизбежно увидим, что наша машина

работает неправильно; некоторые функции целиком правильны, в то время как

другие нежелательны с точки зрения нашей цели. Мы должны иметь цель, в

противном случае изучение не дает никаких результатов. Если мы понимаем, что

спим, целью является пробуждение; если понимаем, что мы машины, целью

является перестать быть машинами. Если мы хотим стать более сознательными,

мы должны изучить, что мешает нам вспомнить себя. Таким образом, мы должны

ввести некоторую оценку функций с точки зрения того, полезны они или вредны

для самовоспоминания.

Итак, имеются две линии изучения: изучение функций наших центров и

изучение ненужных или вредных функций. В. Является ли наблюдение методом

этого изучения? О. Каждый может найти много вещей на этом пути, и это может

подготовить основание для дальнейшего изучения, но это недостаточно само по

себе. Путем самонаблюдения человек не

ГЛАВА 111

73

может установить наиболее важные деления в себе самом, деления как

горизонтальные, так и вертикальные, ибо имеется много различных делений;

человек не может узнать различные состояния сознания и отделить свои

функции. Человек должен знать главные деления, иначе он будет делать ошибки

и не будет знать, что наблюдает.

Человек является очень сложной машиной; в действительности он не

машина, но крупная фабрика, состоящая из многих различных машин, работающих

с различными скоростями, на различном топливе, в различных условиях. Таким

образом, это не только вопрос наблюдения, но и вопрос знания, и человек не

может получить это знание из самого себя, ибо природа не сделала это знание

инстинктивным -- оно должно быть приобретено посредством разума.

Инстинктивно человек может знать, что является кислым, сладким и тому

подобные вещи, но инстинктивное знание на этом заканчивается. Поэтому

человек должен учиться, и он должен учиться у того, кто учился прежде него.

Если вы сделаете серьезное усилие по наблюдению функций в самих себе,

вы поймете, что обычно, что бы вы ни делали, что бы ни думали, что бы ни

чувствовали, вы не помните себя. Вы не сознаете, что вы присутствуете, что

вы находитесь здесь. В то же самое время вы найдете, что, если вы делаете

достаточно усилий в течение достаточно