Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

это, является время после того, как

вы что-то сказали или сделали. Допустите, что вы говорили о некотором важном

деле или писали письмо, тогда спросите себя: 'Был ли я сознателен в то

время?'. Кроме этого, вначале приходит понимание того, что вы не одно 'я', а

имеете много различных 'я'.

В. Как мы можем распознавать, являемся ли мы самосознающими?

О. Вы будете знать; это совершенно особое ощущение. Когда вы

попытаетесь быть сознательными в течение одного момента, а затем сравните

его с другим моментом, когда не пытаетесь быть сознательным, вы увидите

разницу. Это нельзя описать. В один момент вы сознаете себя, в другой момент

не сознаете себя:

вы что-то делаете, говорите, пишете -- и вы не являетесь сознательными.

Только вы должны помнить, что было сказано в самом начале, -- мы должны

изучать не только состояния сознания, но также препятствия к приобретению

сознания. Таким образом, мы должны изучать их, а затем удалять их. Все эти

препятствия находятся в нас самих. Мы не можем изменить внешние

обстоятельства, мы должны принять их такими, какими они являются, и

изменяться внутренне в этих обстоятельствах.

В. Если вы наблюдаете себя в течение одного момента, являетесь ли вы

сознательным в этот момент?

О. Не обязательно; это может быть совершенно механическим. Но если вы

сознательны в то время, когда наблюдаете, линия вашего внимания будет

походить на две стрелки: одну, показывающую внимание, направленное на ту

вещь, которую вы наблюдаете, и другую -- на себя.

В. Я не могу понять связь между самонаблюдением и самовоспоминанием.

Как начать, что делать?

О. Самовоспоминание есть попытка осознать себя. Самонаблюдение всегда

направлено к некоторой определенной функции: либо вы наблюдаете ваши мысли,

либо движения, либо эмоции, либо ощущения. Необходимо иметь определенный

объект, который вы наблюдаете в себе. Самовоспоминание не делит вас, вы

должны помнить целое, это просто ощущение 'я', самого себя. Они могут прийти

вместе, особенно на более поздних стадиях, и тогда вы

ГЛАВА V

135

будете способны делать то и другое в одно время -- наблюдать нечто

определенное, или распознавать в себе проявления, и помнить себя; но в

начале обе эти вещи различны. Вы начинаете с самонаблюдения -- это

нормальный путь -- и через самонаблюдение вы поймете, что не помните себя.

Когда вы поймете это и то, что в очень редкие моменты вспоминаете себя,

тогда любой человек, который не является определенно предубежденным, будет

способен понять, что возможно увеличить эти моменты самовоспоминания. И

тогда вы попытаетесь сделать это.

В. Мне трудно решить, действительно ли я наблюдаю себя или только

вспоминаю вещи впоследствии.

0. Вначале нет особой необходимости беспокоиться о том, самонаблюдение

это или самовоспоминание; делайте только то, что вы можете: либо наблюдайте

в определенный момент, либо вспоминайте это немедленно, либо вспоминайте

спустя некоторое время. Но позднее вы будете улавливать особые моменты,

когда сможете сознавать себя именно в тот момент, когда вещи случаются. Это

будет самовоспоминание.

В. Откуда вы знаете о чудесных результатах, которые будут сопровождать

самовоспоминания?

0. Вы видите, это связано со всей идеей развития, с возможностью

изменения бытия. Это одна из первых вещей, которую мы должны понять: что

человек не ограничен оставаться таким, каким он является; он может

измениться. Существуют различные категории человека, которые могут быть

достигнуты после длительной и упорной работы. Если мы сможем быть более

сознательными, это заставит работать высшие центры. Функционирование высших

центров будет во многом удивительным. Идея самовоспоминания входит во многие

системы и учения школ, но она находится не там, где следует, она никогда не

становится на первое место. Но настоящая система говорит, что вы не помните

себя и что если вы поймете, что не помните себя, то будете способными

чего-то достичь. Самосознание является наивысшим возможным изменением, так

как в обычных условиях жизни никто не сознает себя, и все же люди не

понимают этого. Все сидящие здесь, если они спросят себя искренне, сознают

ли они себя, должны ответить отрицательно. Никто не сознает себя. Вся идея

состоит в том, чтобы сознавать себя