Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

значит подготовленное бытие?

120

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

О. Прежде всего, необходимо быть готовым для того уровня, с которого

можно начать, не только с точки зрения знания, но также с точки зрения

бытия. Человек должен понять свое положение; узнать, что он может сделать

сам; понять, что он нуждается в помощи; и многое другое. Подготовленное

бытие означает, что человек уже должен знать себя до некоторой степени,

должен знать свою цель, должен знать ценность своих решений; должно иметь

место некоторое исключение лжи самому себе; человек должен быть способен

быть искренним с самим собой.

К несчастью, С-влияние очень часто становится В-влиянием, если люди

приходят к школе неподготовленными. Возможно, что позднее, спустя

продолжительное время, они могут услышать те же слова, которые они слышали,

когда они впервые пришли, и открыть в них новый смысл. Тогда это становится

С-влиянием. Есть много идей, которые могут стать С-влияниями, если они

правильно поняты.

Кроме того, человек может войти в школу только тогда, когда он уже

потерял или приготовился потерять по крайней мере некоторую долю своеволия.

Своеволие является главным препятствием к вступлению в школу, так как школа

означает не только обучение, но и дисциплину. А некоторые люди могут

находить дисциплину надоедливой или излишней.

В. Существует ли какая-либо форма экзамена, который нужно пройти,

прежде чем вступить в школу?

О. Экзамен является почти непрерывным, он продолжается все время и не

только до того, как человек вошел в школу, но и тогда, когда он находится в

школе.

В. В чем причина того, что отдельные люди видят возможность изменения,

а другие -- нет?

О. Причина заключается в тренировке ума. У большинства людей шансы

одинаковы, но некоторые накапливают материал и подготовлены к изменению, а

другие -- нет. Но, даже если они подготовлены, они нуждаются в помощи и

должны делать усилия.

В. Могут ли люди желать изменения и находить его невозможным?

О. Иногда сопротивление является слишком большим, например, воображение

может быть слишком сильным, и человек несогласен оставить его. Или, как я

сказал, иногда магнетический центр может быть сформирован неправильным

образом. Имеются люди с двумя или более магнетическими центрами, обращенными

в разных направлениях. Они никогда не смогут быть заинтересованы долго в

одном и том же. Но если человек имеет правильно сформированный магнетический

центр, все эти интересы становятся связанными, и он может быть очень

сильным.

ГЛАВА IV

121

В. Вы говорите, что если люди не подготовлены, то С-влияние становится

для них В-влиянием. Происходит ли это потому, что им нечем оценить его?

О. Не только вследствие этого, но и потому, что они не ценят идеи, они

воспринимают все идеи на одном и том же уровне.

В. Препятствуют ли отрицательные эмоции воспринимать С-влияние?

О. Если у вас много отрицательных эмоций, это образует облако, которое

препятствует не только С-влиянию, но даже А-влиянию доходить до вас.

Давно было установлено, что, хотя С-влияния и существуют, человек не

может получить их самостоятельно. Это значит, что существует нечто такое,

что человек должен преодолеть для того, чтобы понять, а чтобы понять больше,

он должен преодолеть что-то еще. Вот почему необходима школа. В школе вы не

можете обмануть себя, и вам может быть объяснено, почему вы не понимаете.

Как я сказал, имеется много ступеней школ. Школы, начинающие на обычном

уровне жизни, очень элементарны. В них обязательны определенные правила и

условия. Если человек забывает их или освобождается от них, он действительно

не может рассматривать себя пребывающим в школе.

В. Можно ли быть дисциплинированным в школьной жизни, не будучи

дисциплинированным в обычных условиях?

О. Школьная дисциплина основана на понимании -- это совершенно другое.

В. Нет ли опасности принимать дисциплину как бегство от

ответственности?

О. Тогда человек потерпит неудачу.

В. До какой степени можно развить бытие без школы?

О. Никакое действительное развитие бытия невозможно без школ, или,

вернее, оно возможно до некоторой степени, но обычно оно несовершенно.

Правильное развитие бытия невозможно без школ, так как человек не может

заботиться о себе,