Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

знание только в прямой связи с настоящей работой?

О. С самого начала вам дают некоторые идеи и говорят некоторые вещи о

человеческой машине; например, о четырех функциях, о различных состояниях

сознания, о том факте, что мы живем в состоянии, которое движется вверх и

вниз, иногда ближе к самосознанию, иногда ближе ко сну. Когда вы услышали

это, вам советовали также доказать это для самих себя. Если вы только

слышите об этих вещах или читаете о них, они остаются просто словами. Но

когда вы начинаете проверять их для самих себя, когда вы понимаете каждую

функцию в себе и находите примеры из своих собственных чувств и ощущений,

связанных с каждой из них, тогда это становится знанием.

Бытие есть нечто совершенно отдельное. Вы можете делать всевозможные

усилия в вашем настоящем состоянии и все же будете чувствовать, что имеется

возможность получить больше от вашего знания, но ваше бытие не адекватно.

Поэтому необходимо работать над бытием, делать его более сильным, более

определенным. Тогда из тех же слов вы будете способны извлечь больше знания.

В. Если, как вы говорите, понимание есть результат знания и бытия, то я

не могу увидеть, каким образом они объединяются.

ГЛАВА II

65

О. В любой момент вы понимаете нечто, ваше понимание является

комбинацией вашего знания и вашего бытия. Понимание есть результат опыта:

некоторого опыта в бытии и некоторого в знании.

В. Мне все еще не ясно, что вы подразумеваете под бытием и состоянием

бытия.

О. Вместо того, чтобы искать определения, попытайтесь найти

иллюстрации. Бытие человека есть все, чем он является. Многое входит в

бытие. Вы можете быть более сознательным или более спящим, более разделенным

или более цельным, более заинтересованным в некоторых вещах и менее

заинтересованным в других вещах; вы можете лгать больше или лгать меньше, не

любить ложь или лгать без всякого смущения, быть более последовательным или

менее последовательным, иметь чувство механичности или не иметь его; вы

можете не иметь никаких больших противоречий в себе или можете состоять из

противоречий, иметь сравнительно мало отрицательных эмоций или быть

погруженным в них. В общем, состояние бытия означает большую или меньшую

последовательность действий. Когда одна вещь противоречит другой слишком

сильно, это означает слабое бытие. Мы не осознаем, что, если человек очень

непоследователен, это делает его знание непрочным. Развитие только одной

линии, либо знания, либо бытия, дает очень плохие результаты.

Бытие включает всю вашу силу 'делать'. Знание является только

вспомогательным, оно может помочь. Но для того, чтобы изменить наше бытие,

-- и к этому относится знание, -- мы должны сначала осознать и понять наше

сегодняшнее состояние. Как только мы начинаем понимать состояние нашего

бытия, мы начинаем учиться тому, что делать с собой.

В. Что вы имели в виду, когда сказали, что развитие только одного

знания или только одного бытия дает плохие результаты?

0. Возможно, вам поможет, если я скажу вам, как впервые услышал об

этом. Если знание развивается вне бытия, результатом будет 'слабый йог' --

человек, знающий все и ничего не способный делать. Если бытие развивается в

стороне от знания, результатом будет 'глупый святой' -- человек, способный

делать все, но не знающий, что делать.

Если вы сравните настоящую систему с другими, вы найдете, что именно в

значении, которое она придает этой идее бытия, она отличается от других

систем, философских и разных иных. Другие системы имеют дело со знанием или

поведением. Они допускают, что такими, какими мы являемся, мы можем знать

больше или вести себя различно. В религиозных системах 'вера' и 'поведение'

обычно рассматриваются как добровольное бытие. Каждый может быть хорошим или

плохим -- это произвольно. Но настоящая система несет идею различных уровней

бытия. На нашем сегодняшнем

66

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

уровне бытия имеется одно знание, одно поведение, одна вера, -- все это

определяется бытием. Но сначала приходит знание -- как мало мы знаем. Вы

начинаете изучать себя: вы осознаете, что являетесь машинами, но что вы

можете стать сознательными. Машина начинается на некотором уровне бытия.

Все, что она может или не может делать, зависит от этого уровня. Попытайтесь

понять,