Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

Вы перестраиваете некоторую форму мышления в ту,

которую имеете в высших состояниях сознания. Вы не можете сохранить сознание

до тех пор, пока ваши мысли не будут иметь некоторой формы. Это совсем

просто: вы помните пример линии внимания с двумя стрелками? Внимание

направлено как на меня, так и на вещь, которую я вижу. Это двойное внимание

является формой мышления, соответствующей другому состоянию сознания.

В. Не является ли само воспоминание состоянием сознания?

0. Его можно рассматривать таким образом. В то же время оно может быть

принято в качестве метода для вызывания самосознания.

В. Каково отношение мысли к сознанию?

0. Очень трудно ответить на это кратко. Мысль есть механический

процесс, она может работать без сознания или с очень малым сознанием. И

сознание может существовать без ощутимой мысли.

В. Если самовоспоминание может быть принято либо как состояние

сознания, либо как метод для вызывания его, имеются ли различные виды

самовоспоминания? Осуществлялось ли это посредством различных качеств мысли?

0. Помимо размышления необходимо делать многое, -- нужно делать усилия.

Это не только мышление. Различие только в том, что сначала мы можем делать

очень мало. Мы должны начать оттуда, где мы находимся. Затем, если мы

продолжаем, самовоспоминание будет постепенно становиться более

эмоциональным. Различие создают не различные качества мысли, а различные

качества усилия и лежащее в основании понимание. Самовоспоминание является

эффективным только в том случае, если кто-либо понимает, что он не

вспоминает себя, но что он может вспомнить себя.

В. Не является ли акт направления внимания методом изменения состояния

сознания?

0. Некоторый контроль внимания необходим даже в обычной жизни. Но

внимание может быть отвлечено, или оно может контролироваться, а это имеет

совершенно различное значение.

ГЛАВА V

143

В. Я понял, что мы обладаем контролем наших мыслей в смысле остановки

некоторых видов мышления. Но я никогда не слышал прежде о конструировании

наших мыслей.

0. Мы имеем силу не только не думать, но также думать о том или ином.

Таким образом, мы можем делать и то, и другое:

мы можем удалить бесполезные мысли и можем также поставить в центр

нашего мышления понимание 'я' -- 'я здесь', 'я думаю'.

В. Почему случай или глубокое кризисное состояние ведут к

самовоспоминанию?

0. Всякого рода эмоциональный момент, эмоциональное потрясение

заставляет вас осознать 'я есть'. Вы представляете себе это без какой-либо

теории, стоящей за этим: если вы оказываетесь в весьма неожиданном месте,

появляется чувство 'я' и 'здесь';

когда вы находитесь в необычных обстоятельствах, это всегда напоминает

вам о вашем существовании. Но в привычных условиях мы всегда забываем об

этом.

В. Является ли самовоспоминание единственной силой, которую настоящая

система предлагает нам?

0. Это единственный путь достичь всего остального, так как это первая

вещь, которой нам недостает. Мы всегда забываем себя от одного момента до

другого, и это состояние должно быть изменено. Каждый должен вспомнить себя

-- это начало и конец всего, так как когда человек имеет это, он имеет все.

В. Какое различие в значении внимания и сознания?

0. Внимание может быть рассмотрено как элементарное начало сознания --

первая ступень. Это не есть полная осведомленность, ибо оно направлено

только по одному пути. Как я сказал, сознание требует двойного внимания.

В. Какова цель достижения этого высшего сознания? Жить более полно?

0. Одна вещь зависит от другой. Если мы хотим иметь волю, если хотим

быть свободными вместо того, чтобы быть марионетками, если хотим

пробудиться, мы должны развивать сознание. Если мы сознаем, что мы спим, что

все люди спят и что это значит, тогда объяснимы все абсурдности жизни.

Совершенно ясно, что люди, если они спят, не могут делать что-либо иначе,

чем они делают это теперь.

В. Такими, какими мы являемся, будем ли мы способны быть сознательными,

когда хотим этого, или это будет всегда приходить случайно?

0. Ничто не приходит в своем полном состоянии в один момент. Первый шаг

в том, чтобы быть более сознательным. Если сейчас, с усилием, вы можете

сделать себя сознательным на минуту, тогда,