Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

необходимо понять Закон Семи, является то, что он

играет очень важную роль во всех событиях. Если бы не было Закона Семи, все

в мире пришло бы к своему концу, но, вследствие этого закона, все

отклоняется. Например, если дождь начался, он шел бы без остановки, если

наводнение началось, оно покрыло бы все, если землетрясение началось, оно

продолжалось бы неограниченно. Но явления эти прекращаются вследствие Закона

Семи, так как при каждом пропуске полутона события отклоняются, они не идут

по прямым линиям. Закон Семи объясняет также, почему в природе нет прямых

линий. Все в нашей жизни, и наша машина тоже, основано на этом Законе.

Поэтому мы будем изучать его в работе нашего организма, ибо мы должны

изучать себя не только психологически, не только в связи с нашей умственной

жизнью, но также в связи с нашей физической жизнью. В наших физических

процессах мы находим много примеров действия этого закона.

В то же самое время Закон Семи объясняет, что, если вы знаете, как и в

какой момент исполнять его, вы можете дать добавочный толчок октаве и

сохранить прямую линию. Мы можем наблюдать в человеческой деятельности, как

люди начинают делать одну вещь, а спустя некоторое время делают совершенно

иную вещь, называя ее по-прежнему первым именем, не замечая, что вещь

полностью

30

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

изменилась. Но в личной работе, особенно в работе, связанной с

настоящей системой, мы должны изучить, как сохранять эти октавы от

отклонения, как сохранять прямую линию. В противном случае . мы ничего не

найдем.

Мы должны возвращаться к психологии, даже когда изучаем другие стороны

системы, ибо только с помощью психологического изучения мы действительно

увеличим наше знание; без этого мы будем изучать только слова. Только тогда,

когда мы узнаем, как изучать себя психологически, в отношении к работе

нашего ума, нашей познавательной способности и т. д., мы можем начать

понимать что-либо.

Я попытаюсь дать некоторые примеры того, как необходимо начинать

самоизучение. Мы уже говорили о лжи, и я дал возможное определение

психологии, как 'изучение лжи'. Поэтому одной из первых и наиболее важных

вещей для наблюдения является ложь. Весьма близкими ко лжи являются наши

иллюзии, вещи, относительно которых мы обманываем себя, ошибочные идеи,

ошибочные убеждения, ошибочные взгляды и т. д. Все они должны быть изучены,

ибо, пока мы не начнем понимать наши иллюзии, мы никогда не сможем увидеть

истину. Во всем мы должны сперва отделить наши иллюзии от фактов. Только

тогда возможно будет увидеть, сможем ли мы действительно выучить что-либо

новое.

Одной из наиболее важных и наиболее трудных иллюзий для преодоления

является наше убеждение, что мы можем 'делать'. Попытайтесь понять, что это

значит. Мы полагаем, что составляем план, решаем, начинаем и достигаем

всего, чего хотим, но настоящая система объясняет человек 1. 2 и 3 не может

'делать', не может делать ничего, все только случается с ним. Это может

звучать странно, особенно теперь, когда все думают, что они могут что-то

делать. Но постепенно вы поймете, что многие вещи, которые мы привыкли

говорить о человеке, могут быть истинными только в отношении к людям более

высокого уровня и неприменимы к людям нашего низкого уровня. Если вы

говорите, что человек может 'делать', это будет правильно д отношении к

человеку No 7 или No 6. Даже человек No 5 может кое-что делать по сравнению

С нами, но мы не можем делать ничего. Вы можете также сказать, что человек

имеет сознание. Это было бы правильно в отношении к человеку No 5, б или 7,

начиная с No 5, а если бы вы сказали, что человек имеет совесть, это было бы

правильно в отношении к человеку No 4, но не в отношении к человеку No1,2

или 3. Мы должны учиться различать, к какой категории человека относятся

вещи, ибо некоторые вещи

ГЛАВА I

31

правильны в отношении к одной категории, но ошибочны в отношении к

другой.

Очень важно понять, что человек не может 'делать', так как это есть

основа нашего взгляда на самих себя, и даже когда мы становимся

разочарованными в себе, мы полагаем, что другие люди могут 'делать'. Мы не

можем принять целиком и полностью, что вещи происходят механически и что

никто не дает им толчка.