Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

начать уже сейчас; но очень

скоро мы осознаем, что для приобретения более глубокого и обширного знания о

вещах, которые мы действительно хотим понять, мы должны изменить наше бытие,

ибо наши нынешние способности к приобретению знания весьма ограничены. Таким

образом, даже с точки зрения приобретения знания, мы приходим к

необходимости изменения бытия, иначе мы будем иметь только слова и не будем

знать, что они означают.

ГЛАВА II

63

В. Имеют ли идеи настоящей системы какую-либо ценность с точки зрения

изменения бытия?

О. Идеи сами по себе не могут изменить бытие; ваше усилие должно идти в

правильном направлении, и одна вещь должна соответствовать другой. Вы

совершаете усилие по одной линии и вы должны совершать усилие по другой

линии. Вы ничего не можете изменить без какой-либо системы, но даже при

наличии системы это трудно.

В. Что подразумевается под 'работой'?

О. 'Работа' в том смысле, в каком мы применяем это слово в нашей

системе, означает работу для достижения знания и для изучения изменения

бытия. Вы должны иметь некоторую ясную цель и работать для нее, поэтому

'работа' включает в себя приобретение знания и самоконтроль для достижения

вашей цели.

В. Почему природа создала человека несовершенным, оставив его на

полдороге?

О. Это хороший вопрос до тех пор, пока вы не поняли, что человек может

приобрести. Когда вы это поняли, вы осознаете, что эти вещи могут быть

приобретены только путем собственных усилий человека. Что может быть развито

в человеке, это -- сознание и воля, и они могут быть развиты, только если

человек осознал, что он не обладает ими. Когда он осознает это, он увидит,

что они могут быть только получены, но не даны. Человек создан единственным

путем, которым он может быть создан. Все то, что может быть дано -- уже

дано, ничего больше не может быть дано. В противном случае это было бы то же

самое, что взять человека с улицы и сделать его генералом, -- он не знал бы,

что делать. Это не тема для дискуссии, нам не могут дать этих качеств, мы

должны заслужить или купить их. Это единственный путь приобрести их.

* * *

Реальное знание, объективное знание -- это знание, которое приходит от

высшего разума. Такое знание показывает нам, как изучать человека, как

изучать Вселенную, а также как изучать одно в отношении к другому. С помощью

объективного знания возможно узнать реальный мир путем применения принципов

относительности и масштаба и путем знания двух основных законов Вселенной:

Закона Трех и Закона Семи.

Приближение к объективному знанию происходит путем изучения

объективного языка. Вы помните, я говорил, что изучение настоящей системы

начинается с изучения нового языка, и я дал вам несколько примеров: центры,

деление человека на 1, 2, 3, 4, 5 и т. д., отождествление, учитывание,

самовоспоминание. Все это выражения этого языка.

64

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Следующей ступенью является изучение самого себя, изучение человеческой

машины и понимание места человека во Вселенной. Знание самого себя является

одновременно и целью, и средством.

Но, как я сказал, если человек хочет развиться, одного знания

недостаточно, он должен также работать над изменением своего бытия. Но

изменение бытия столь трудно, почти невозможно, если бы не было знания,

чтобы помочь ему. Поэтому знание и бытие должны расти рядом, хотя одно

совершенно отделено от другого. Ни знание, ни бытие в отдельности не могут

дать правильного понимания, так как понимание есть результат одновременного

роста знания и бытия.

Рост знания означает переход от частного к общему, от деталей к целому,

от иллюзорного к реальному. Обычно знание всегда является знанием деталей

без знания целого, знание листьев или прожилок и зубцов листьев без знания

дерева. Реальное знание не только показывает данную деталь, но также место,

функцию и значение этой детали в отношении к целому.

В. Если знание существует на различных уровнях, означает ли это, что мы

можем иметь только знание, принадлежащее нашему уровню?

0. Совершенно верно, но если бы мы имели все знание, которое могли бы

получить на нашем уровне, наш уровень изменился бы. Вопрос в том, что мы не

имеем всего знания, возможного для нас на нашем уровне, мы имеем его слишком

мало.

В. Дается ли