Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

с его взглядами или вкусами. В

действительности вся человеческая деятельность одинаково механична, с этой

точки зрения нет разницы между натиранием полов и писанием стихов.

Вообще говоря, следует понять, что необходима полная переоценка всех

ценностей с точки зрения их полезности; без переоценки мы никогда не сможем

сдвинуться с того пункта, где мы находимся. Мы имеем много ошибочных

ценностей -- мы должны быть смелыми и начать эту переоценку.

В. Я понимаю, что мы должны создать 'я' из ничего. Что создает 'я'?

О. Во-первых, самопознание. Есть очень хорошая восточная аллегория,

которая относится к созданию 'я'. Человек сравнивается с домом, полным слуг,

без хозяина или управляющего, чтобы смотреть за ними. Поэтому слуги делают

все, что им нравится, никто из них не выполняет своей собственной работы.

Дом на-

ГЛАВА II

47

ходится в состоянии полного хаоса, так как все слуги пытаются делать

чужую работу, которую они не в состоянии выполнять. Повар работает в

конюшне, кучер -- на кухне и т. д. Единственная возможность улучшить дело,

-- это если бы некоторое количество слуг приняло решение выбрать одного из

них в качестве заместителя управляющего, чтобы он контролировал других слуг.

Он может сделать только одну вещь: он ставит каждого слугу на то дело,

которое к нему относится, и таким образом они начинают делать свою настоящую

работу. Когда это сделано, то появляется возможность прийти настоящему

управляющему, чтобы заменить заместителя управляющего и приготовить дом для

хозяина. Мы не знаем, что значит настоящий управляющий или что значит

хозяин, но мы можем принять, что дом, полный слуг, и возможность ввести в

работу заместителя управляющего соответствует нашему положению. Это

аллегория помогает нам понять начало возможности создания постоянного 'я'.

С точки зрения самоизучения и работы по достижению единого 'я' мы

должны понять процесс, посредством которого можем прийти от множественности

к единству. Это сложный процесс, имеющий различные стадии. Между состоянием

множественности 'я' и одним управляющим 'я', которого мы хотим достичь,

имеются некоторые стадии развития, которые должны быть изучены. Но сначала

мы должны понять, что в нас имеются определенные формации, без знания

которых мы не сможем понять, как же мы в конце концов придем от нашего

сегодняшнего состояния к состоянию одного 'я', если это возможно для нас.

Вы видите, что хотя громадное количество наших 'я' разобщены и даже не

знают друг друга, они разделены на определенные группы. Это не значит, что

они разделены сознательно, -- они разделены по обстоятельствам жизни. Эти

группы 'я' проявляют себя как роли, которые человек играет в своей жизни.

Каждый человек имеет некоторое количество ролей: одна соответствует одной

серии условий, другая -- другой и т. д. Сам человек редко замечает эту

разницу. Например, он имеет одну роль для своей работы, другую--для своего

дома, еще другую--среди друзей, иную -- если он интересуется спортом и т. д.

Эти роли легче наблюдать в других людях, чем в самом себе. Люди часто столь

различны в различных условиях, что эти роли становятся вполне очевидны и

хорошо очерчены; но иногда они больше скрыты или даже исполняются только

внутри, без каких-либо внешних проявлений. Все люди, знают они это или нет,

желают они этого или нет, имеют определенные роли, которые исполняют. Эта

игра бессознательна. Если бы она была сознательной, то была бы совершенно

иной, но человек никогда не замечает, как он переходит от одной роли к

другой. Или, если человек замечает это, он

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

убеждает себя, что совершает это с целью, что это есть сознательное

действие. В действительности изменение всегда управляется обстоятельствами,

оно не может управляться самим человеком, так как сам он еще не существует.

Иногда имеются определенные противоречия между одной и другой ролью. В одной

роли человек говорит одно, имеет некоторые определенные взгляды и убеждения,

затем он переходит в другую роль и имеет абсолютно иные убеждения и говорит

абсолютно иное, не замечая этого или думая, что он делает это намеренно.

Имеются определенные причины, которые препятствуют человеку видеть

разницу между одной ролью, или маской, и другой. Эти причины являются

некоторыми искусственными