Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

мы предполагаем

определенные вещи: мы предполагаем некоторое единство и некоторую силу. И

если я говорю 'я' сегодня и говорю 'я' завтра, то мною предполагается, что

это одно и то же 'я', тогда как в действительности между ними нет связи. Мы

находимся в нашем сегодняшнем состоянии вследствие некоторых препятствий или

некоторых фактов в нас самих, и наиболее важным фактом, которого мы не

понимаем, является то, что мы не имеем права говорить 'я', ибо это будет

ложь. Когда вы начнете наблюдать себя, вы увидите, что это действительно

так: в вас имеются 'я', которые не знают друг друга и никогда не входят в

контакт друг с другом. Например, начните изучать ваши симпатии и антипатии,

и вы увидите, что можете любить одно в один момент и любить другое в другой

момент, и обе эти вещи столь противоположны друг другу, что вы сразу

поймете, что эти 'я' никогда не встречаются. Если вы наблюдаете ваши

решения, вы увидите, что одно 'я' принимает решения, а другое должно

выполнять решения, и это 'я' либо не склонно делать это, либо никогда не

слышало о нем. Если вы найдете, что какой-то человек не лжет себе по поводу

хотя бы одной вещи, это будет исключением. Будучи окруженными такой ложью,

рождаясь и обучаясь в этой лжи, мы не можем быть отличными от того, чем мы

являемся; а мы являемся результатом, продуктом этой лжи.

В. Если я пытаюсь найти истину и нахожу это невозможным, не должен ли я

отделить себя от обычного мира?

О. Вы будете изучать тогда искусственное бытие, нереальное. Вы можете

изучить себя только в условиях, в которых вы находитесь, ибо вы результат

этих условий. Вы не можете изучать себя в стороне от ваших условий.

В. Нет ли чего-нибудь общего во всех 'я'?

О. Только одно -- все они механичны. Быть механическим значит зависеть

от внешних обстоятельств.

В. Почему вы сказали, что трудно изучать самого себя без лжи самому

себе?

О. Нет, ложь нужно остановить. Вы должны помнить принцип:

ложь может породить только ложь.

Только когда вы узнаете главные виды лжи, вы будете способны, -- я не

скажу бороться с ними, -- но наблюдать их. Борьба приходит позже. Многое

необходимо, чтобы бороться с чем-либо в нас самих; в течение

продолжительного времени мы можем только изучать. Когда мы знаем общее

устройство и классификацию вещей в самих себе, только тогда наступает

возможность бороться с чем-либо. Такими, какими мы являемся, мы не можем

изменить что-либо, так как человек является очень хорошо сбалансированной

46

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

машиной -- сбалансированной в том смысле, что одна вещь обуславливает

другую. Вещи выглядят разобщенными, но в действительности они связаны, ибо

каждая вещь уравновешена посредством многих других вещей.

В. Будьте любезны разъяснить, что вы подразумеваете под машиной. Машины

не могут иметь потенциальных возможностей, они не могут иметь надежды

получить сознание.

О. Аналогии несовершенны, так как они не могут быть продолжены

неограниченно. Это есть также ограничение нашего ума или, если хотите,

ограничение нашего сознания. Поэтому сравнение с машиной не может быть

продолжено в любом направлении. Но человек является машиной в совершенно

реальном, совершенно определенном смысле: он не может совершить какого-либо

действия из самого себя, он только передающая станция, ничего больше и, как

таковая, он является машиной. Если бы человек мог иметь идею или мог бы

делать что-либо без внешних причин, действующих на него, тогда он не был бы

машиной или не был бы полностью машиной. Такой, какой он есть, он полностью

машина, особенно в том состоянии сознания, в котором мы находимся. И тот

факт, что мы верим, что находимся в совершенно ином состоянии, делает нас

даже более механическими.

Наша машина даже не работает правильно, поэтому, если человек хочет

создать благоприятные условия для возможности внутреннего роста, которая

имеется в нем, он должен сначала стать нормальной машиной, так как такой,

какой он есть, он не является нормальной машиной. Когда мы слышим о

механичности, мы часто думаем, что, хотя человек является машиной, не все

его функции одинаково механичны, равно как не вся человеческая деятельность

одинаково механична. Каждый человек находит что-либо, что, как он думает,

менее механично, в соответствии