Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

во влияния В и полный отказ от влияний

А правильным отношением к жизни? Можем ли мы полностью обойтись без влияний

А?

О. Почему мы должны обходиться без них? Влияния А могут быть вполне

законными интересами в жизни. Если вы не исчезаете в них, они совершенно

безвредны. Человек должен принимать все, что приходит, только не

отождествляться. Влияния А не опасны сами по себе, опасно только

отождествление. Поэтому вопрос стоит не об отказе, а о наличии некоторого

интереса к влияниям В, о том, чтобы не быть всецело под властью влияний А.

Если люди заинтересованы в этих влияниях В, они имеют магнетический центр;

если не заинтересованы, они не имеют никакого магнетического центра.

Спустя некоторое время, с помощью магнетического центра, человек может

найти школу или, если он оказывается вблизи нее, он может распознать ее. Но

если он не имеет никакого магнетического центра, он не заметит ее или не

будет интересоваться ею. А если он встретит школу или человека, которые

передают влияния другого рода, влияния С, магнетический центр поможет ему

распознать эти новые влияния и усвоить их. Если он не усвоил сначала

достаточно влияний В и поэтому не имеет никакого магнетического центра, или

если его магнетический центр ложен или слишком слаб, человек не распознает

влияния С. Или он может встретить ложную школу и получить неправильное

обучение и, вместо того, чтобы стать лучше, становится хуже; вместо

приобретения -- он теряет. Влияния С отличаются от влияний В в том, что они

сознательны, вместо того, чтобы быть случайными как по своему происхождению,

так и по своему действию, в то время как влияния В являются сознательными по

своему происхождению, но случайны или механичны в своем действии. Влияния С

являются влияниями школы.

В. Нужно ли быть взрослым, чтобы распознать влияния С?

О. Нет общего правила относительно возраста. Но нужно иметь достаточно

опыта, достаточно искушений от влияний А и достаточно

ГЛАВА IV

111

времени для накопления влияний В. В противном случае влияния С будут

служить в качестве влияний В; другими словами, они будут совершать данную

работу, как более простой инструмент, и не будут иметь своей полной

ценности. Когда человек уже пытался что-то делать и понял, что обычные

средства не удовлетворяют его, не дают того, что он хочет, тогда человек

ценит влияния С. Но если влияния С приходят раньше этого понимания, то люди

воспринимают эти влияния на уровне других влияний, и тогда влияния С теряют

свою силу. Очень важно понять это.

В. Когда вы распознаете влияния С, являются ли они тем, что вам надо?

0. Нет, нисколько, вы можете быть правы или ошибаться, это зависит от

вашего магнетического центра. Если магнетический центр правилен, вы готовы к

распознаванию правильных вещей;

если он ложен, вы можете найти совершенно ложную школу. Это происходит

ежедневно. Почему существует так много необоснованных и ложных школ, без

какого-либо материала? Потому что люди имеют ложный магнетический центр.

Например, может случиться, что человек с ложно сформированным магнетическим

центром может натолкнуться на школу, которая претендует на связь с

эзотеризмом, тогда как в действительности никакой связи не существует. В

этом случае влияния, которые должны были быть влияниями третьего рода,

становятся влияниями первого рода, то есть никуда не ведущими.

В. Существует ли способ для того, чтобы распознать это?

0. Только по результатам. Но даже если люди имеют ложные результаты,

если они имеют ложный магнетический центр, они убеждают себя, что результаты

хорошие. Каждый может обмануть себя в чем угодно.

Вообще говоря, имеется очень мало шансов найти правильную школу и много

возможностей найти ложную школу, потому что школа должна иметь влияния С, то

есть идеи, идущие непосредственно от высшего разума. Что значит

'непосредственно'? Это значит -- идущие не через книги, не через обычное

обучение, доступное каждому. Эти идеи должны идти из другой школы, а к этой

школе -- опять из другой школы и т. д., пока кто-либо не придет к

первоначальному источнику. Если нет идей такого рода, то это только имитация

школы. Это не значит, что школа должна быть непосредственно связана с

источником, но она должна была в определенное время получить идеи такого

рода,