Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

времени изучения и наблюдения, мы можем

прийти к заключению, что от отрицательных эмоций можно отделаться; что они

не являются обязательными. Система помогает, так как она показывает, что в

действительности нет реального центра для отрицательных эмоций, но что они

принадлежат искусственному центру в нас, который мы создали в детстве,

подражая людям с отрицательными эмоциями, людям, среди которых мы

находились. Люди даже учат детей выражать отрицательные эмоции. Затем дети

обучаются еще больше через подражание; они копируют старших детей, старшие

дети копируют взрослых, и, таким образом, в самом раннем возрасте они

становятся профессорами отрицательных эмоций.

И это большое облегчение, когда мы начинаем понимать, что нет никаких

обязательных отрицательных эмоций. Мы рождены без них, но по некоторой

неизвестной причине учим себя отрицательным эмоциям.

В. Должны ли мы быть способны останавливать возникновение отрицательных

эмоций для того, чтобы освободиться от них?

0. Это неправильно, так как мы не можем управлять эмоциями. Я упоминал

о различной скорости различных функций. Наиболее медленной является

интеллектуальная функция. Следующими идут двигательная и инстинктивная

функции, имеющие примерно равную скорость, которая в огромной степени

быстрее, чем интеллектуальная Эмоциональная функция должна быть еще быстрее,

но обычно работает примерно с той же скоростью, что и инстинктивная Функция.

Таким образом, инстинктивная и эмоциональная функции являются значительно

более быстрыми, чем мысль, и невозможно поймать эмоции мыслью. Когда мы

находимся в эмоциональном состоянии, эмоции следуют столь быстро одна за

другой, что у нас нет времени думать. Но мы можем получить представление о

Разнице в скорости путем сравнения мыслительных функций с Двигательными

функциями. Если, совершая какое-либо быстрое Движение, вы попытаетесь

наблюдать себя, вы увидите, что не Можете сделать это. Мысль не может

последовать за движением. Либо вы должны совершать движение очень медленно,

либо не сможете наблюдать. Это определенный факт.

22

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

В. Подразумеваете ли вы под движением физические движения?

О. Да, обычные вещи, подобные вождению автомобиля или письму; вы не

можете наблюдать что-либо подобного рода. Вы можете вспомнить, а позже это

создает иллюзию наблюдения. На самом деле вы не можете наблюдать быстрых

движений.

Таким образом, вы видите, что для нас, таких, какими мы являемся

сейчас, реальная борьба с отрицательными эмоциями является вопросом будущего

-- не совсем далекого будущего, но есть много вещей, которые нам необходимо

узнать, и методов, которые мы должны изучить. Нет прямого пути; мы должны

изучить окольные методы борьбы с ними.

Прежде всего, мы должны изменить наши умственные отношения, что

находится более или менее в нашей власти; я имею в виду интеллектуальные

отношения или точки зрения. У нас слишком много неправильных точек зрения на

отрицательные эмоции;

мы находим их необходимыми, или прекрасными, или благородными, мы

восхваляем их и т. д. Мы должны освободиться от всего этого. Мы должны

очистить наш разум в отношении отрицательных эмоций. Когда наш разум будет

правильно относиться к отрицательным эмоциям, когда мы перестанем

прославлять их, тогда, мало-помалу, мы найдем путь бороться с ними, с каждой

отдельно. Один человек найдет более легкой борьбу с одной отдельной

отрицательной эмоцией, другой найдет более легким бороться с другой. Вы

должны начать с самой легкой, но что является самым легким для меня, может

быть наиболее трудным для вас; поэтому вы должны найти наиболее легкое для

самих себя, а позже прийти к более трудному.

В. Объясняет ли это, почему я ассоциирую некоторые из моих собственных

отрицательных эмоций с людьми, которых вспоминаю в моем детстве?

0. Весьма вероятно, так как многим отрицательным эмоциям обучаются

путем подражания. Но некоторые могут быть неотъемлемы от нашей природы, ибо

наша природа тоже имеет различные склонности в ту или иную сторону. Эмоции

могут быть разделены на группы, и один человек может быть более склонен к

одной группе, а другой -- к другой группе. Например, некоторые люди имеют

склонность к различным формам страха, другие -- к различным формам гнева. Но

они