Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

на этом месте, в данный момент. Это есть

начало, ибо каждый должен начать где-то. Позднее это может принимать

различные формы, многие другие вещи могут быть включены сюда.

Невозможно описать это: это материал для наблюдения и изучения.

Описания не помогут, каждый должен упражняться. Обычно никто не вспоминает

себя, никто не сознает себя. Это обычное состояние человеческого бытия,

человека-машины. Но если он

136

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

знает об этом, если он понимает это и думает об этом, самовоспоминание

становится возможным. Только вначале самовоспоминание приходит очень

медленно, и оно очень мало, с длительными промежутками отсутствия

самовоспоминания.

В. Является ли существенной чертой самовоспоминания обычное состояние

настороженности ума?

О. Нет, вы не можете понять это таким образом. Это очень узкое понятие.

Это особое состояние, более отличное от нашего настоящего сознания, чем

настоящее состояние отличается от физического сна; но даже сравнение сна с

обычным состоянием дает вам некоторую возможность понимания разницы. Когда

вы спите, ваш мир ограничен, ощущениями, но когда вы пробудились и

находитесь в объективном мире (хотя вы видите этот мир в субъективных

категориях), он значительно менее ограничен. Но, когда вы поймете, что это

не есть полное пробуждение, что вы пробудились менее чем наполовину, вы

поймете, что, пробудившись полностью, вы найдете себя в еще более богатом

мире и увидите и поймете многие из его характеристик, которые в настоящее

время проходят незамеченными.

В. Я хочу знать, можно ли ожидать, что самовоспоминание, по меньшей

мере в ранней стадии, состоит из бесплодной остановки внимания на чем-то

ином, чем на себе?

О. На ранней стадии это может быть только пониманием того, что вы не

помните себя. Если мы поймем, как мало сознаем себя и насколько

кратковременны моменты, когда мы сознательны, когда мы понимаем это,

чувствуем это и осознаем, что это значит, тогда мы можем понять, что значит

самовоспоминание. Если вы поймете важность этого факта и все, что он

заключает в себе, он не будет бесплодным. Но если вы не поймете его, вы

совершенно правы, он будет бесплодным. Тогда это будет просто странным

упражнением, которое никуда не ведет.

В. Приходит ли самовоспоминание автоматически, когда вы понимаете, что

не помните себя?

О. Это и есть самовоспоминание. Вы не можете сделать следующий шаг без

понимания того, где находитесь. Это есть один и тот же процесс, одна и та же

вещь. Чем больше вы понимаете, как неприятно и опасно быть машиной, тем

больше у вас возможности измениться.

В. Как?

О. Всегда имеется нечто, что мы можем делать в некоторые моменты. Вы

должны знать эти моменты, узнать, что делать и как. Мы изучаем двери.

Самовоспоминание есть дверь. Если понимание того, что мы не помним себя,

становится непрерывным, тогда мы можем вспомнить себя. Ежедневно вы можете

находить время для понимания того, что не помните себя; это постепенно

приведет

ГЛАВА V

137

вас к самовоспоминанию. Я не имею в виду помнить, что вы не вспоминаете

себя, но понять это.

Я повторяю, бесполезно смотреть на определения, они делают понимание

только более трудным. Что действительно полезно для понимания, это сравнение

различных степеней внутри нашего обычного состояния, ибо даже в нашем

обычном состоянии относительного сознания имеются различные степени,

различные уровни: мы можем быть ближе к пробуждению и дальше от него. Мы

можем увидеть столь огромные различия в себе, когда мы действительно

научимся наблюдать, это покажет нам возможности, которые мы имеем. Это

единственное, что несомненно. Мы всегда движемся между двумя берегами --

между сном и бодрствованием. Движение ближе к одному берегу или ближе к

другому создает две различных возможности: одна есть развитие, другая --

упадок.

В. Вы просили нас не принимать ничего на веру. Знаете ли вы, что более

высокие состояния сознания действительно были достигнуты?

О. Да. Прежде всего вы можете найти много описаний в литературе о том,

как мистики и религиозные люди пришли к тем же вещам. Сходство описаний этих

опытов является наилучшим доказательством. Люди различного рода в различных

странах, с разницей