Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

в тысячи лет, живущие в различных условиях, пришли к

такого же рода опыту различными путями. Затем вы можете найти много людей,

имеющих личный опыт такого рода, доказывающий, что существуют совершенно

различные состояния восприятия и реакции. Таким образом, это не гипотеза.

В. Недавно со мной произошел странный случай. Я разговаривал с кем-то и

пытался осознать себя. Внезапно я увидел своего друга очень ясно и понял,

что до этого я не видел его вообще.

О. Это очень хорошее наблюдение; это действительно случается таким

образом. Когда вы попытались осознать себя, на момент вы стали сознательным

и увидели вещи, которые вы никогда не видели прежде. Если бы вы смогли

сохранить это сознание в течение, скажем, десяти минут, вы увидели бы многие

вещи, которые изумили бы вас. Мы смотрим нашими глазами и не видим; но если

мы становимся сознательными, мы начинаем видеть вещи, о которых не имеем

представления. Это вполне нормально, если только вы не допускаете

воображению входить сюда.

В. Происходит ли внезапное изменение или озарение при работе с

сознанием в настоящей системе?

О. Внезапное? Нет. Что значит внезапное? Дело в том, что в процессе

роста единства, когда этот процесс продолжается длительное время, в какой-то

затруднительный момент вы можете почувствовать по-другому. Это может

выглядеть внезапным, но в действительности это не так. Это результат

предыдущих усилий.

138

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

В. Если потенциальность объективного сознания является нормальным

условием для человека, почему же могут развиваться только немногие?

О. Когда вы пытаетесь сделать первый шаг к объективному сознанию,

которого достигает самосознание, и вы видите, как трудно это сделать и как

много сил действует в вас против этого, как много имеется препятствий, вы не

будете сомневаться в том, что только немногие могут достичь этого, что это

возможность, но очень отдаленная возможность. Имеется слишком много

препятствий -- леность, лживость, инертность. Мы любим спать.

В. Как и почему пришел человек к тому, чтобы быть этим существом ложных

ценностей?

О. Что вы подразумеваете под ложными ценностями? Это относительное

понятие: с одной точки зрения они могут быть ложными, а с другой --

истинными. Вы можете узнать только для себя, является ли развитие человека

абстрактной идеей или истиной. Вы должны сами прийти к той или другой точке

зрения. Если вы осознаете, что изменение возможно только через пробуждение,

тогда оно становится фактом, так как вы сможете увидеть небольшие степени

пробуждения в себе.

В. Если человек не вспоминает себя, значит ли это, что он не имеет

сознания?

О. Вы не вспоминаете себя; не человек, но вы. Если вы пытаетесь и не

достигаете, это не значит, что вы не имеете сознания, а лишь то, что имеете

его недостаточно. Только ваш собственный, хотя и ограниченный, опыт может

показать степень сознания.

Когда мы употребляем слово 'самосознание', мы подразумеваем некоторую

степень, которая выше нашего обычного количества сознания. Мы имеем

некоторое количество сознания, но оно недостаточно для выхода из нашего

состояния. Если бы у нас не было понижений сознания, мы бы оставались

такими, какими мы являемся.

В. Как возможно распознать самовоспоминание, если мы когда-либо получим

его?

О. Сначала должно быть понято умом, что это значит и что значило бы

иметь его; а затем должно быть понято, что всякий может быть на различных

расстояниях от него. Допустите, что человек не уверен, но расстояние между

состоянием самовоспоминания и вашим состоянием меняется, и спустя некоторое

время вы понимаете, что в один день оно равно пяти тысячам миль, а в другой

день -- только трем тысячам миль. Существует различие. Мы не можем говорить

о нескольких степенях в одно и то же время, мы можем говорить только о

ближайшей степени, которую можем создать.

В. Я хочу узнать о следующей степени.

ГЛАВА V

139

О. Это материал для наблюдения. Вы хотите наклеить на них ярлыки, но вы

не можете, они все время меняются. В один момент это почти самосознание, в

следующий момент вы спите. Вы должны наблюдать и видеть результаты. В одном

состоянии вы можете понять некоторые вещи, в следующем -- не можете. В одном

состоянии вы отождествляетесь,