Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

В. Находится ли стремление к отрицательной эмоции в сущности или оно

целиком приобретается в личности?

0. Стремление может быть даже в сущности -- некоторое расположение, но

мы можем принять, что все это относится к личности, так как если бы имелось

действительно сильное стремление к отрицательной эмоции в сущности, это

означало бы почти умопомешательство.

В. Если в сущности имеются недостатки, то могут ли они быть изменены?

0. Да, но, как я сказал, личность должна измениться первой;

сущность изменяется не так легко. Изменение признаков в сущности

является очень трудной работой; это требует знания и достаточной энергии, а

мы слабы и не имеем знания. Это изменение происходит только тогда, когда это

необходимо и только с помощью методов школы. Допустите, что кто-то имеет

ленивую сущность и желает пробудиться -- он может изменить ее после

длительного периода самоизучения, но он должен иметь помощь, помощь школы.

Таким образом, это удача для нас, что работа над сущностью приходит второй,

что мы должны начать с работы над личностью. Но, работая над личностью, мы

уже в какой-то степени работаем над сущностью. Сон, пробуждение,

сознательность -- все это не относится к личности, это относится к сущности.

Поэтому, в действительности, мы работаем над сущностью с самого начала, так

как личность, путем изменения, будет оказывать некоторое давление на

сущность и тоже изменять ее.

. В. Всегда ли человек рождается с сущностью?

0. Да, но часто сущность остается неразвитой, на уровне малого ребенка.

В. Является ли сущность надежной частью в нас?

0. Даже в личности имеются надежные и ненадежные вещи. Например,

воображение является ненадежным. Воображение, что вы можете плавать, хотя вы

не можете, знание таблицы умножения -- эти вещи находятся в личности; что-то

надежно, что-то ненадежно.

В. Зависит ли уровень бытия от роста сущности?

0. Несомненно, и это есть соотношение между ними. Только вы не можете

измерить бытие таким образом, ибо деление на сущность и личность в настоящее

время является только теоретическим. Но полезно помнить, что эти две вещи

находятся в вас, потому что, как я сказал, если вы не знаете этого деления,

это будет препятствовать вам понимать некоторые другие вещи, которые вы

услышите.

Относительно сущности и личности вы должны понять, что сущность одна,

тогда как личность состоит из нескольких групп 'я'. Поэтому мы можем

сказать, что имеем не личность, но личности, пять или шесть, иногда десять

личностей в одном

106

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

человеке. Магнетический центр, например, также находится в личности, мы

не рождаемся с ним, он создается в жизни. Имеется группа 'я', которая может,

в незначительной степени, контролировать другие группы 'я'. Какие-то из этих

личностей вполне правильны, но другие всегда будут находиться на вашем пути

и должны быть контролируемы или исключены.

В. Как мы можем работать с личностью?

О. Она может управляться разумом. Это все, на что можно рассчитывать. В

вашем разуме вы формулируете вашу цель, и личность должна работать в

соответствии с этой целью.

В. Как возникает желание пробудиться? Находится ли оно в сущности?

О. Это связано с магнетическим центром. Вспомните, что в первой лекции

я говорил о магнетическом центре и о различных влияниях, под которыми живет

человек. Это приводит нас к вопросу о том, почему некоторые люди

интересуются этими идеями, тогда как другие не интересуются ими; что создает

это желание знать, энергию для поисков; почему люди, живущие в одинаковых

условиях, столь различны, ибо один человек удовлетворяется готовыми теориями

и клише, тогда как другой хочет найти для себя истину. Что же объясняет это

различие в людях в их отношении к новым идеям? Ведь некоторые люди

встречаются с возможностью достижения нового знания и не интересуются им,

тогда как для других это может изменить все направление их жизни?

Люди приходят к этим и подобным идеям различными путями. Одни что-то

понимают в них, другие воспринимают их на обычном уровне. Причина этого

различия в том, что человек живет в механической жизни под влияниями двух

видов. Что это значит? Это связано с идеей, объясненной вначале, что человек

является машиной, управляемой внешними влияниями, вещами, окружающими его.

Он может