Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

неотождествление и

некоторые другие практики будут давать точно одни и те же личные ощущения,

такие, как высокие эмоции религиозного или интеллектуального порядка. Вы

помните, что человека сравнивали с домом с четырьмя комнатами. Что означает

развитие? Оно означает работу в четырех комнатах, только порядок комнат, в

которых человек работает, различен на различных путях. На Четвертом Пути

работа происходит сразу во всех четырех комнатах.

В. Является ли настоящая организация школой?

ГЛАВА IV

127

О. Это интересный вопрос: можем ли мы называть себя школой? До

некоторой степени можем, так как мы приобретаем некоторое знание, и в то же

время учимся, как изменить наше бытие. Но я должен сказать в отношении

этого, что в начале нашей работы в Петербурге в 1916 году нам дали понять,

что школа, в полном смысле слова, должна состоять из двух ступеней, то есть,

она должна иметь в себе два уровня: один уровень, где люди NoNo 1, 2 и 3

учатся, как стать No 4, и другой уровень, где люди No 4 учатся, как стать

человеком No 5. Если школа имеет два уровня, она имеет больше возможностей,

так как двойная организация такого рода может дать большее разнообразие

опыта и сделать работу более быстрой и более надежной. Таким образом, хотя в

некотором смысле мы можем называть себя школой, лучше применять этот термин

для более большой организации.

В. Правильно ли я понял из того, что вы сказали, что это не есть школа

в точном смысле?

О. Для некоторых людей она может быть школой, для других -- нет. Это

всегда так. Она не может быть определена и не может быть одинаковой для

всех.

В. Если это еще не школа, то что может сделать ее таковой?

0. Только работа ее участников над своим собственным бытием, понимание

принципов школьной работы и дисциплина некоторого весьма определенного рода.

Если мы хотим создать школу, так как мы пришли к заключению, что мы не можем

изменить себя без нее, мы должны принять участие в создании школы. Это есть

метод Четвертого Пути. На религиозном пути школы уже существуют, но здесь,

если мы хотим школу, мы должны принять участие в ее создании. Но сначала вы

должны учиться. Когда вы достаточно узнаете, вы будете знать, что делать.

В. Вы сказали, что можно научиться, как бежать, только у тех, кто бежал

прежде?

0. Совершенно верно -- в аллегории о тюрьме. И это значит, что школа

может начаться только от другой школы. Настоящая система может иметь

ценность только в том случае, если она идет от высшего разума. Если же у нас

есть причина для того, чтобы считать, что она идет только от обычного

разума, подобного нашему, тогда у нее не будет особой ценности и нам нечего

от нее ожидать. Тогда лучше сесть и написать свою собственную систему.

В. Будет ли возможно в школе каждому двигаться вперед от No 4 к No 5,

или это только для немногих?

0. В принципе нет ограничения. Но вы должны понять, что имеется

громадная разница между человеком No 4 и человеком No 5. Человек No 4 есть

человек, который приобрел постоянный центр тяжести, но во всем остальном он

является обычным человеком. Человек No 5 очень отличается от него. Он уже

имеет

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

единство, постоянное 'я', третье состояние сознания. Это значит, что он

пробужден, он может всегда помнить себя, когда нуждается в этом, и в нем

работает высший эмоциональный центр, дающий ему много разных сил.

В. Что хуже: не быть способным продолжать идти дальше с настоящей

системой или не начинать совсем?

О. Если вы начали, никто не может остановить вас, кроме вас самих.

В. Как можно примирить это с тем, что вы сказали о том, что бытие не

гарантировано?

О. Это зависит от вашей работы. Как могу я гарантировать вашу работу?

То, что мы можем получить, зависит от наших собственных усилий, и каждый

должен работать на свой собственный риск. Но спустя некоторое время человек

начнет видеть, что получил то, чего никогда не имел прежде. Таким образом,

постепенно он может стать более уверенным.

В. Что изучает школа?

О. Она изучает возможность развития внутренних качеств в человеке. Она

начинает с идеи того, что не все качества могут быть развиты в равной мере.

Для того, чтобы были развиты эти определенные качества, другие качества

должны быть обузданы, а некоторые должны исчезнуть. Допустите, что вы имеете

сотню качеств.