Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

с самых первых шагов работа

развивается одновременно по двум линиям -- по линии знания и по линии бытия.

С первых дней пребывания в школе человек начинает изучать механичность и

бороться против механичности в себе, против непроизвольных действий, против

излишнего разговора, против воображения, против выражения отрицательных

эмоций, против мечтаний и против сна. При одном шаге по линии знания человек

должен делать один шаг по линии бытия. Принципы школьной работы, все

требования, предъявляемые ему, -- все помогает ему изучить его бытие и

работать над изменением его.

В. Если невозможно достичь высших состояний сознания без школы, то не

исключает ли это многих людей, которые не по своей вине никогда не входят в

контакт с истинной школой, но которые очень хотят развиваться?

О. Невозможно объяснить эти вещи, так как человек живет в такой степени

под законом случая, а отдельный человек столь мал и незначителен. Мы думаем,

что очень значимы, но в действительности мы вовсе не значимы. Чтобы стать

значимыми, мы должны сначала стать чем-нибудь, ибо такие, какие мы есть, мы

практически ничего собой не представляем. Кто может быть заинтересован в

нашем развитии, кроме нас самих? Поэтому встреча со школой соответствующего

типа -- ибо каждый может встретить школу, которая не соответствует его типу

или его развитию, -- является в высшей степени удачей.

В. Не будет ли это примером недостаточного желания, ибо сказано: 'Ищите

и обрящете'?

О. За исключением очень трудных обстоятельств, когда судьба, случай,

причина и следствие, -- все идут против человека, если человек действительно

ищет, он может найти. Он будет искать школу с помощью своего магнетического

центра, но если магнетический центр не сформирован, он не сможет начать.

ГЛАВА IV

119

В. Куда ведут школы?

0. Это интересный вопрос, так как он отвечает также на другие вопросы о

различиях в людях. С помощью школы вы можете достичь того, что хотите, но

сначала вы должны сформулировать, что хотите. Раньше был задан вопрос о том,

ведет ли школа машины к тому, что хорошо для них. Если это истинная школа,

то она никуда не будет вести машины, так как машины имеют свою собственную

судьбу во Вселенной, и никто не может ничего для них сделать. Но школа может

помочь людям, которые устали быть машинами; она может показать им путь к

тому, как перестать быть машинами, и научить их, как это может быть сделано.

Это все, что школа может сделать, и это не может быть достигнуто без школы.

В. Что представляет собой школа?

О. Вообще говоря, школа есть место, где человек может чему-либо

научиться. Могут быть школы современных языков, школы музыки, медицинские

школы и т. д. Но могут быть школы не только для обучения, но также для того,

чтобы стать иным. Ранее было объяснено, что человек не может работать один,

без школы. К этому времени вам должно быть ясно также, что группа людей,

которые решают работать сами по себе, никуда не придет, так как они не

знают, куда идти и что делать.

Таким образом, мы можем сказать, что школа -- это организация для

передачи некоторому числу подготовленных людей знания, идущего от высшего

ума. Это наиболее существенная характеристика школы. Другим очень важным

фактором является выбор обучающихся. Только люди с определенной подготовкой

и с определенным уровнем понимания допускаются в истинную школу. Школа не

может быть открыта для всех, она не может быть открыта для многих. Школы

могут быть различного уровня, в зависимости от подготовки и уровня бытия

обучающихся. Чем выше уровень школы, тем больше требований предъявляется к

учащимся. Таким образом, с этой точки зрения, школы делятся на ступени.

Имеются школы, где люди No 1, 2 и 3 учатся тому, как стать человеком No 4 и

приобрести все знание, которое поможет им в этом изменении. Следующей

ступенью являются школы, ще люди No 4 учатся тому, как стать людьми No 5.

Нет необходимости для нас говорить о дальнейших ступенях, так как они

слишком далеко от нас. Но даже в школах самой низшей ступени начало школьной

работы уже имеет в виду определенную подготовку. Никто не может пройти прямо

от нелепости обычной жизни к школе. Даже если школа делает все, что возможно

для того, чтобы что-то дать человеку, а он не подготовлен, он не знает, как

взять это, то ничего не может быть дано.

В. Что