Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

которыми человек

наделен.

Чтобы начать самоизучение, необходимо изучить методы самонаблюдения, но

это опять-таки должно быть основано на опреде-

ГЛАВА I

13

ленном понимании делений наших функций. Наше обычное представление об

этих делениях совершенно ошибочно. Мы знаем разницу между интеллектуальными

и эмоциональными функциями. Например, когда мы обсуждаем вещи, думаем о них,

сравниваем их, изобретаем объяснения или находим истинные объяснения -- все

это интеллектуальная работа; тогда как любовь, ненависть, страх, подозрение

и т. д. являются эмоциональными переживаниями. Но очень часто, при попытке

наблюдать себя, мы путаем даже интеллектуальную функцию с эмоциональной:

когда мы в действительности чувствуем, мы называем' это размышлением,

когда размышляем, называем это чувством. Но в процессе изучения мы будем

учиться различать их. Например, огромное различие в скорости; но об этом мы

будем подробно говорить позднее.

Затем, имеются две другие функции, которые ни одна система обычной

психологии не разделяет и не понимает должным образом, -- инстинктивная

функция и двигательная функция. Инстинктивная относится к внутренней работе

организма: пищеварение, биение сердца, дыхание -- это инстинктивные функции;

к инстинктивной функции принадлежат также обычные чувства -- зрение, слух,

обоняние, вкус, осязание, ощущение холода и тепла и т. п. Из внешних

движений только простые рефлексы принадлежат к инстинктивной функции, так

как более сложные рефлексы принадлежат к двигательной функции. Очень легко

провести различие между инстинктивными и двигательными функциями. Мы не

должны учиться чему-либо, что принадлежит к инстинктивной функции, мы

рождаемся со способностью применять все инстинктивные функции. С другой

стороны, все двигательные функции должны быть выучены -- ребенок учится

ходить, писать и т. д. Между этими двумя функциями имеется очень большая

разница, так как в двигательных функциях нет ничего врожденного, а

инстинктивные функции все являются врожденными.

Поэтому в самонаблюдении необходимо прежде всего разделить эти четыре

функции и классифицировать сразу все, что вы наблюдаете, говоря: 'это --

интеллектуальная функция', 'это -- эмоциональная функция' и т. д.

Если вы будете практиковать это наблюдение в течение некоторого

времени, вы сможете заметить некоторые странные вещи. Например, вы

обнаружите, что в наблюдении действительно трудным является то, что вы

забываете о нем. Вы начинаете наблюдать, а ваши эмоции связаны с какой-либо

мыслью, и вы забываете о самонаблюдении.

Кроме того, спустя некоторое время, если вы продолжите это наблюдение,

которое является новой функцией, не применявшейся таким образом в обычной

жизни, вы заметите другую интересную

14

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

вещь -- что вы не помните себя. Если бы вы смогли сознавать себя все

время, тогда вы были бы способны наблюдать все время или во всяком случае

столько, сколько бы пожелали. Но, так как вы не можете помнить себя, вы не

можете сосредоточиться; вот почему вы должны будете допустить, что не имеете

воли. Если бы вы могли помнить себя, вы имели бы волю и могли бы делать, что

пожелали бы. Но вы не можете помнить себя, не можете осознать себя и таким

образом не имеете воли. Иногда вы можете иметь волю в течение короткого

времени, но она направляется к чему-то еще, и вы забываете о ней.

Это та ситуация, то состояние бытия, то состояние, с которого мы должны

начинать самоизучение. Но очень скоро, если вы продолжаете, вы придете к

заключению, что почти с самого начала самоизучения вы должны исправить в

себе некоторые вещи, которые неправильны, и привести в порядок те вещи,

которые не находятся на своих правильных местах. Настоящая система дает

объяснение этому.

Мы созданы таким образом, что можем жить в четырех состояниях сознания,

но в том виде, какими мы являемся, мы применяем только два: одно -- когда

спим, и другое -- когда мы являемся тем, что называем 'бодрствующим', -- то

есть в нашем настоящем состоянии, когда мы можем говорить, слушать, писать и

т. д. Но это только два из четырех возможных состояний. Третье состояние

сознания является весьма необычным. Когда люди объясняют нам, что такое

третье состояние сознания, мы начинаем понимать, что обладаем им.