Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

усилий к нему. Вы увидите, что отсутствие

самовоспоминания подобно крепкому сну в самолете высоко над землей. Это и

есть наше положение, но мы не желаем понять этого. Если человек понял это,

тогда, естественно, он будет делать усилия пробудиться. Но если он думает,

что просто сидит спокойно в кресле, и ничего особенного не случается, он

будет думать, что нет вреда во сне.

В. Что значит придать мыслям форму, в которой они будут соответствовать

пробуждению?

О. Как я сказал, мысли являются единственной вещью, которую мы можем

контролировать. До некоторой степени мы можем контролировать движения, но в

обычных условиях, без специального обучения, мы ничего не можем сделать с

движениями. Что касается мысли, то прежде всего мы должны выбросить все

мысли, связанные

ГЛАВА V

141

с отождествлением, и думать об идеях настоящей системы. Это подготовка

для самовоспоминания, так как в каждом пункте системы мы приходим к

необходимости вспоминать себя. Если вы не можете помнить себя, попытайтесь

оживить идеи настоящей системы в своем уме. Вся система в целом, изучение

человека и Вселенной, -- все помогает самовоспоминанию. Такое размышление

само по себе будет напоминать вам и создавать внутреннюю атмосферу для

самовоспоминания. Но сначала мы должны устранить все мысли, стоящие на пути.

Если на этой стадии вы не можете контролировать ваши мысли, вы ничего не

сможете сделать в дальнейшем. Вы можете не контролировать ваше настроение,

или ваше воображение, или вашу ложь, но вы должны контролировать ваши мысли.

В спокойные моменты вы должны быть способны видеть, когда ошибаетесь. Если

вы не можете сделать это, значит, вы все еще не начали; но рано или поздно

человек должен начать.

В. Будем ли мы, каждый из нас знать, что стоит на нашем

пути?

О. Да, конечно, все должны знать. Это обычно связано с некоторой формой

отрицания, или лености, или страха.

В. Я все еще не вижу, что значит пытаться и думать, как мы думали бы,

если бы были более сознательными.

О. Пытайтесь вообразить себя сознательными -- это было бы правильным

применением воображения. Мы развиваем силу воображения абсолютно

неправильным и бесполезным образом, который всегда создает затруднения для

нас. Но теперь, в виде исключения, попытайтесь применить ее и вообразить

себя сознательным. Попробуйте думать, как вы стали бы действовать, думать,

говорить

и т. д.

Сначала самовоспоминание является усилием в отношении функций. Вы

начинаете вспоминать себя просто путем формирования ваших умственных

процессов некоторым образом, и это вызывает моменты сознания. Вы не можете

работать над самим сознанием:

вы можете сделать одно или два судорожных, но не постепенных усилия. Но

вы можете сделать усилия над мыслями, и таким образом можете работать над

сознанием окольным путем. Это наиболее важная часть метода. Попытайтесь

понять разницу между воспоминанием себя таким образом и состоянием сознания.

Это тот же умственный процесс, который вы употребляете во всем, в чтении,

писании и во всем, что вы делаете, поэтому имеете некоторый контроль над

ним. Даже если мы вложим в самовоспоминание то же количество энергии,

которое вкладываем в изучение иностранного языка, мы достигнем некоторого

количества сознания. К сожалению, мы не хотим вложить даже такое количество

энергии в него; мы думаем, что эти вещи должны прийти сами собой, что

достаточно попробовать один раз -- и это должно

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

142

прийти. Самовоспоминание требует усилия, поэтому, если вы продолжаете

делать эти усилия, моменты сознания будут приходить более часто и

становиться продолжительнее. Затем, постепенно, самовоспоминание перестанет

быть чисто интеллектуальным -- оно будет иметь пробуждающую силу.

В. Чем будет тогда самовоспоминание -- эмоцией или ощущением?

О. Эмоция есть функция и ощущение есть функция, но самовоспоминание не

является таковой. Оно является попыткой создать в себе состояние сознания

без какого-либо отношения к функциям. С самого начала мы должны понять, что

функция является одной вещью, а состояние сознания -- другой. Вы находитесь

сейчас в некотором состоянии сознания, и, пытаясь вспомнить себя, вы

пытаетесь приблизиться к третьему состоянию сознания. Вы делаете это путем

некоторой перестройки.