Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

-- Роли -- Буфера --

Самовоспоминание -- Почему настоящая система не может, быть популярной --

Тюрьма -- Формулирование цели -- Быть свободным -- Грех -- Раскаяние --

Помощь человечеству -- Притяжение и отвращение -- Самонаблюдение -- Деление

всего, что принадлежит человеку, на семь категорий -- Знание и бытие -- их

соотношение -- Мы можем иметь больше знания -- Необходимость изменения бытия

-- Понимание -- Вредные функции -- Выражение отрицательных эмоций --

Ненужный разговор -- Отличие этой системы от других -- Уровни бытия --

Мышление в различных категориях -- Опасность сегодняшней ситуации.

-МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ВЫ ПЕРЕСМОТРЕЛИ В СВОЕЙ ПАМЯТИ то, что я сказал

в последний раз, так как многое из того, что я говорил, не было рассмотрено

полностью. Я дал только намеки, общие идеи, которые мы должны изучать;

поэтому необходимо напомнить их порядок и относительное значение. Ибо

что-то из того, что я говорил, было существенно для понимания дальнейших

идей, а что-то являлось просто иллюстрацией к излагаемому.

Но сначала я хотел бы снова обратить особое внимание на один важный

пункт. Настоящая система принадлежит к классу систем, которые рассматривают

человека как незавершенное существо и изучают его с точки зрения его

возможного развития. Обычная психология весьма далека от действительности.

Человек, которого она изучает, является воображаемой величиной. Человек не

есть то, что предполагают о нем. Мы приписываем себе многие качества,

которыми не обладаем. Мы не сознательны. Если мы не сознательны, мы не можем

иметь единства, не можем иметь индивидуальности, не можем иметь 'эго' или

'я'. Все это изобретено человеком, чтобы сохранить иллюзию сознательности.

Человек может быть сознательным, но в настоящее время он не сознателен.

Необходимо признать, что человек находится ниже своего законного

ГЛАВА II

41

уровня. Человек может многого достичь, но сейчас я говорю о том, что

принадлежит ему по праву, но чего он не имеет.

Настоящая система переворачивает вверх дном все, что мы знаем или о чем

когда-либо размышляли. Она не может быть согласована с обычными

психологическими идеями. Мы должны решить, как мы рассматриваем человека:

как яйцо или как птицу. И если мы его рассматриваем как яйцо, мы не должны

приписывать ему свойства птицы. Когда мы рассматриваем его как яйцо, вся

психология становится другой: вся человеческая жизнь становится жизнью

зародышей, незавершенных существ. И для некоторых смыслом жизни становится

возможность перехода к другому состоянию. --

Весьма важно понять, что такое завершенное существо и что такое

незавершенное существо, ибо, если это не понято с самого начала, трудно

будет идти дальше. Возможно, пример поможет уяснить, что я имею в виду.

Сравним телегу с самолетом. Самолет имеет много таких возможностей, которых

обычная телега не имеет, но в то же самое время самолет может быть применен

в качестве обычной телеги. Будет весьма громоздко, неудобно и очень дорого,

но вы можете привязать к нему пару лошадей и передвигать самолет по дороге.

Допустим, что человек, имеющий этот самолет, не знает, что самолет имеет

мотор и может двигаться сам по себе, и допустим, что человек изучил мотор,

-- тогда он может обойтись без лошадей и применить его, как автомобиль. Но

это будет все же слишком громоздко. Допустим, что человек изучил эту машину

и обнаружил, что она может летать. Конечно, она будет иметь много

преимуществ, которые он проглядел, когда использовал самолет в качестве

телеги. Это -- то, что мы делаем с собой, -- мы используем себя в качестве

телеги, в то время как могли бы летать. Но примеры -- одно дело, а факты --

другое. Нет необходимости в аллегориях и аналогиях, ибо мы можем говорить о

действительных фактах, если начинаем правильно изучать сознание.

Возвратимся на один момент к аналогии с самолетом, -- какова же

причина, почему наш самолет не может летать? Естественно, первой причиной

является то, что мы не знаем машины, как работать с ней и как привести ее в

движение. И второй причиной является то, что в результате нашего незнания

машина работает с очень малой скоростью. Причем отличается она от возможной

скорости гораздо больше, чем в случае с самолетом и телегой.

Чтобы полностью следовать идеям и методам системы, необходимо