Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

быть восприимчив к влияниям одного рода и невосприимчив к влияниям

другого рода. Большинство этих влияний создано в самой жизни людьми,

подобными ему. Но среди этих влияний, смешанные в ними, имеются другие

влияния, которые не созданы в жизни, но приходят из другого источника, от

людей высшего разума. Они приходят в форме религий, науки, философских

систем, эзотерических доктрин, искусства, всякого рода учений и т. д. Их

нельзя по внешним признакам отличить от влияний первого рода, поэтому это

зависит от человека, распознает он их или нет. Человек может жить только под

влияниями А, то есть под влияниями первого рода, и игнорировать влияния В,

не интересуясь ими. Но если он заинтересован во влияниях второго рода и

поглотил их в достаточном количестве, то в нем начинается некоторый процесс.

Результаты этих влияний В, память о них, собираются отдельно в специальном

отделении и образуют то, что

ГЛАВА IV

107

именуется магнетическим центром. Магнетический центр является

комбинацией некоторых интересов и эмоциональных ассоциаций, заставляющих

человека как бы поворачиваться в определенном направлении. Это есть

некоторый круг идей и некоторый круг эмоций. Это источник интереса к такого

рода идеям.

В. Если мы только машины, можем ли мы заключить, что вы пытаетесь вести

нас, машины, в некотором желательном направлении или мы способны

распознавать между истиной и ложью? Если это так, то с помощью какой

способности?

О. С помощью магнетического центра. Люди являются машинами, только они

не совсем такие же машины, как паровоз или что-то еще. Вы уже слышали, что

человек может жить в четырех состояниях сознания, но что в обычной жизни он

живет только в двух. Два других состояния сознания могут быть развиты в

человеке, но они не могут быть развиты сами по себе, они должны развиваться

через знание и усилие. А способностью, помогающей человеку понять и

распознать, является магнетический центр.

Сейчас мы говорим о человеке до того, как он встретил школу. Он живет в

жизни в обычных условиях. Условия могут быть весьма различны, но при любых

условиях он живет, как я уже говорил, под влияниями двух видов. Каковы

влияния А? Все интересы жизни, борьба за существование, желания, волнения,

имущество, богатство, развлечения и т. д. Они создаются неумышленно и

108

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

являются механическими как по своему происхождению, так и по своему

действию. Но в то же время человек живет под влияниями, первоначально

созданными в школах, но брошенными в общий круговорот жизни. Эти влияния В

являются, так сказать, жизнью в стороне. Они приспособлены для определенной

цели, -- служить в качестве 'светильников на пути'. Остальное зависит от

самого человека. Все его интересы могут сосредоточиваться только на влияниях

первого рода, или часть человека может продолжать интересоваться влияниями,

созданными в жизни, тогда как другая часть может интересоваться влияниями

другого рода. Если человек замечает и изучает их, они могут накапливаться в

нем. Память об этих интересах может начать собираться в нем с самого раннего

возраста и образовать в нем некоторую группу 'я' из многих 'я' в ней. Спустя

некоторое время эта группа 'я', или магнетический центр, начнет

контролировать и определять его общее направление в жизни и направление его

интересов или части его интересов. Магнетический центр означает поиски

определенных вещей и бытие на уровне некоторых вещей.

Но если человек не замечает этих влияний, они не будут оказывать

никакого действия. Вот почему люди столь различны. Человек может быть очень

умным, может изучать философию, искусство и т. д., и в то же самое время он

не имеет никакого шанса, если он не имеет магнетического центра. Если он и

входит в контакт со школой, то не распознает ее. А другой человек, может

быть, недостаточно образован, может быть, не читал так много, может быть, не

знает столько слов, и все-таки, если он встречает школу, он может сразу ею

заинтересоваться.

В. Что же создает в нас это различие?

0. Комбинация того, с чем мы родились, и внешних обстоятельств делает

нас теми, кем мы являемся; все это является механическим, находящимся под

законом случая. Бесполезно отрицать, что люди рождаются различными; но это

мы не можем изменить,