Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

намеков

на эту идею в Библии или, может быть, это только аллегории. Все это

показывает, что борьба должна быть доведена до конца на одном уровне, --

поэтому не может быть вмешательства.

В. Вы сказали, что человек не имеет воли. Тогда как вы называете то,

когда человек делает весьма реальное усилие преодолеть привычку или не

делать то, что ему нравится делать?

0. Это либо притяжение к чему-нибудь, либо отвращение. Либо человек

боится чего-то или недоволен чем-то, и это создает отвращение, или кто-то

сказал ему, что он может что-то получить, и это создает притяжение. Это не в

нем, это в вещах. Вещи либо притягивают, либо отталкивают его, но он

называет это своей волей.

В. Значит, вы рассматриваете эту волю как совершенно ничего не стоящую?

0. Она -- механична; она не имеет никакой ценности. Она может иметь

объективную ценность в том смысле, что можно

ГЛАВА II

55

получить от нее нечто в материальном смысле. Но это не есть то усилие,

о котором я говорю. Усилие начинается только тогда, когда есть усилие

пробудиться.

В. Может ли человек развить сознание своими собственными усилиями?

0. Нет, он не может сделать это своими собственными усилиями. Прежде

всего он должен иметь некоторое знание и некоторое объяснение методов; и,

кроме того, имеется много других трудностей. Человек является машиной,

которая работает под внешними влияниями. Машина человека 1, 2 и 3 не знает

себя, но когда человек начинает узнавать себя, он уже становится другой

машиной; так начинается развитие. Но он не может получить необходимого

знания сам по себе.

В. Вы говорите, что самонаблюдение есть путь к самосознанию;

значит ли это, что мы должны наблюдать себя одновременно с проживанием

некоторого опыта?

0. Настолько, насколько вы сможете. Вначале это может быть трудно, но

очень скоро вы найдете это возможным. Когда вы поймете, что можете думать

одной частью вашего разума и наблюдать другой частью, тогда не будет

сложности или путаницы.

В. Будет ли первым шагом попытка полностью понять, что мы вообще ничего

не знаем?

0. Это очень полезно, если вы сможете, но мы не можем делать этого --

мы слишком уверены во многих вещах.

В. Является ли это тем, к чему следует стремиться как к цели?

0. Мы можем поставить это своей целью настолько, насколько нам это

нравится, но мы никогда не сможем достичь этого обычным путем. Если мы

получим новое знание о себе, знание, которым мы не обладали ранее, тогда мы

сможем сравнить то, что знали прежде, с тем, что узнали теперь. Без

сравнения мы ничего не можем достигнуть.

В прошлый раз я объяснил деление человека на семь категорий. Это

деление, связанное с идеей возможной эволюции человека, дает очень хороший

метод понимания различия или деления многих вещей. Например, для начала

возьмем проявления человека в различных областях деятельности -- в религии,

науке, искусстве и т.д. -- и попытаемся взглянуть на них с точки зрения

деления на семь категорий. Вы сразу увидите, что если имеется семь категорий

человека, то должно быть, естественно, семь категорий всего, что принадлежит

человеку. Мы не знаем о человеке No 5, б, 7, но знаем разницу между

человеком 1, 2 и 3, и поэтому мы легко можем понять, что религия человека No

1, какой бы она ни была, будет примитивной религией, упрощенной во всех

смыслах. Боги

56

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

являются простыми, добродетели являются простыми и грехи являются

простыми -- все является простым, так как человек No 1 не любит много

думать. Сентиментальная, эмоциональная религия, полная иллюзий и

воображения, будет религией человека No 2. А религия, составленная из

теорий, слов и определений для всего, будет религией человека No 3. Это

только те виды религии, которые мы знаем, хотя, если существуют люди более

высоких уровней, должны быть также религия человека No 5, религия человека

No 6 и религия человека No 7.

То же и с искусством--есть искусство No 1, искусство No 2 и искусство

No 3, а кроме этого мы ничего не знаем. Но имеются некоторые произведения

искусства, оставшиеся от очень старых времен, которые, очевидно, принадлежат

людям более высокого сознания. Если мы найдем такие произведения искусства,

мы увидим, что не понимаем их,