Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

времени сущность может не иметь для нас практического

значения. Если мы начнем работать над ней сознательно, некоторые вещи будут

влиять на сущность, но не сразу.

В. Можем ли мы делать с личностью то, что хотим?

0. Если вы работаете, если вы изучаете, вы будете постепенно изменять

ее, и ваша работа над личностью будет отражаться на сущности. Либо вы

контролируете личность, либо личность контролируется тысячами различных 'я',

каждое из которых имеет свои собственные идеи, свои собственные взгляды и

желания. Мы должны представить себе, какая огромная работа требуется, чтобы

достичь единства; сейчас одна часть нас решает работать, а другая часть не

знает об этом или не согласна на это. Когда вы воспитали вашу личность,

когда она стала послушной вашей цели и начинает служить ей, тогда она

полезна и правильна. Но если вы имеете цель в определенной части себя, а

ваша личность работает против этой цели, тогда, естественно, она

неправильна.

В. Было сказано, что в личности, равно как и в сущности, имеется добро,

но я не могу найти в ней что-либо полезное для моей конечной цели.

0. Что вы имеете в виду, когда говорите, что в личности нет добра? Даже

если вы наблюдаете и обнаруживаете вещи о самих себе, это добро. Так же и в

личности. Та часть, которая желает знать, работать, изменять, есть часть

личности. Могут быть многие вещи, которые являются неправильными в нашей

личности, и эти вещи должны быть изучены и исключены. Личность развивается

путем изучения и уменьшения бесполезных функций. Благодаря этому она

становится лучше и чище. В условиях школы сущность

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

должна быть более важной, чем личность, и если личность господствует

над нею слишком сильно, развитие становится невозможным, ибо реальное

развитие находится в сущности, но если личность чересчур тяжело повисла на

ней, сущность не может дышать. Однако личность тоже очень важна. Возможность

изменения действительно очень сложна, ибо она состоит из многих вещей. В

сущности должно быть определенное качество, но если этого качества нет, то

ничего не возможно; должны быть определенный материал, определенные

достижения в личности, и должны быть определенного рода обстоятельства.

В. Должна ли личность позволять себе быть на втором месте? Отступает ли

она по своей собственной воле?

0. Она не отступает, она становится иной. Если она подавляет сущность,

это ненормально. В нашем сегодняшнем состоянии личность патологична,

нездорова. С работой она становится здоровой.

В. Я не понимаю, как личность может влиять на сущность, если сущность

есть то, с чем мы родились.

0. Возьмем интеллектуальный центр: его содержание не родилось вместе с

нами -- мысли, идеи, убеждения, мнения, -- все они приобретены. Что касается

того, как личность может влиять на сущность, то допустим, что, наблюдая за

своей личностью, вы увидели, что имеете какую-то существенную привычку,

скажем, некоторого рода неприятную эмоцию, которая всегда появляется при

определенных обстоятельствах. Вы понимаете, что это не является полезным,

это расточает энергию и делает вашу жизнь более трудной. Как вы можете

бороться с ней? Вы находите, что это отрицательное состояние питается

самооправданием, что в вашем обычном, привычном состоянии вы всегда

оправдываете его и думаете, что в вашем состоянии повинен кто-то другой, что

вы не имели это в виду, что люди не понимают вас и тому подобное. Это

позволяет этой привычке существовать. Если вы измените вашу точку зрения,

если перестанете оправдывать ее и начнете создавать в себе вместо нее

постоянную идею, что эта эмоция неправильна, что она неоправданна, тогда эта

точка зрения может в конце концов стать постоянной.

В. Имеет ли значение наследственность для сущности?

0. Наследственность практически не существует в сущности человека.

Ложные качества могут быть наследственны, но хорошие качества не могут быть

унаследованы. Животные находятся под иными законами, чем человек: в них

хорошие и плохие качества передаются одинаково, но в человеке могут быть

переданы, помимо физических качеств, только признаки вырождения, а больше

ничего не передается. Физические признаки могут быть унаследованы, но не

признаки, подобные самосознанию. Сущность не может быть унаследована.

ГЛАВА IV

105