Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

и что, когда последняя приобретает опыт, она работает уже сама по

себе?

О. Совершенно верно. Вы можете наблюдать многие вещи, подобные этой.

Сначала вы учитесь посредством интеллектуальной функции.

В. Насколько важным является знание, приобретенное путем наблюдения

наших физических действий? Не есть ли это просто упражнение для нашего ума?

О. Нет, оно очень важно, так как мы смешиваем многие вещи и не знаем

многих причин. Мы можем понять причины только путем постоянного наблюдения в

течение длительного времени.

В. Можем ли мы получить указания о том, как работать над каждой из

четырех функций?

О. Все это будет объяснено, но в настоящее время и в течение

длительного времени мы можем только наблюдать.

В. Будет ли это примером работы различных 'я', когда человек поздно

ложится спать и твердо решает в следующую ночь лечь спать рано, а когда

приходит ночь, поступает иначе?

О. Совершенно верно, одно 'я' решает, а другое 'я' должно сделать это.

В. Как нам попытаться быть более сознающими себя?

О. Это очень просто объяснить, хотя очень трудно достичь. Нет окольных

путей. Лучшее состояние может быть достигнуто только путем прямого усилия,

именно -- стараясь быть более сознательным, ставя себе насколько возможно

чаще вопрос: 'Сознателен я или нет?'

В. Но как можно приобрести какую-либо уверенность в том, что ваш метод

правилен?

О. Просто сравнивая одно наблюдение с другим. Кроме того, мы

разговариваем, когда встречаемся. Люди говорят о своих наблюдениях, они

сравнивают их; я стараюсь объяснить то, что они не могут понять; имеются

другие люди, помогающие мне; и таким образом человек становится уверенным в

обычных вещах точно так же, как он знает, что трава зеленая.

Это не вопрос веры. Наоборот, система учит людей ничему не верить. Вы

должны убедиться во всем, что видите, слышите, чувствуете. Только таким

образом можно к чему-то прийти.

ГЛАВА I

17

В то же самое время вы должны понять, что наша машина не работает в

совершенстве; ее работа далека от совершенства вследствие многих ошибочных

функций, поэтому очень важная часть самоизучения связана с изучением этих

ошибочных функций. Мы должны знать их, чтобы избавиться от них. И одной из

особо ошибочных функций, которую мы иногда любим в себе, является

воображение. В настоящей системе воображение не означает сознательное или

намеренное размышление о некотором предмете или способность вызывать

отчетливый зрительный образ чего-то, но воображение, которое происходит без

контроля и без какого-либо результата. Оно берет очень много энергии и

поворачивает размышление в ошибочном направлении.

В. Когда вы говорите 'воображение', подразумеваете ли воображение

чего-то, что истинно, а не нарисованные картины?

0. Воображение имеет много аспектов; оно может быть просто обычными

мечтаниями или, например, воображением несуществующих сил в себе самом. Это

одно и то же, воображение работает без контроля, оно течет само собой. В.

Человек является самообманутым?

0. Человек не принимает это за самообман: человек воображает нечто,

затем верит в это и забывает, что это было воображение.

Изучая человека в его состоянии сна, отсутствия единства, механичности

и недостатке контроля, мы находим несколько других ошибочных функций,

которые являются результатом этого состояния, в частности -- непрестанную

ложь самому себе и другим людям. Психология обычного человека могла бы быть

даже названа изучением лжи, так как человек лжет больше, чем делает что-либо

другое; и, в действительности, он не может говорить истины. Не так просто

говорить истину; человек должен научиться этому, и иногда это занимает очень

продолжительное время.

В. Не объясните ли вы, что подразумеваете под ложью? 0. Ложь -- это

размышление или высказывание о неизвестных человеку вещах; это начало лжи.

Это не означает намеренную ложь -- рассказывание историй, как, например, что

в другой комнате находится медведь. Вы можете пойти в другую комнату и

увидеть, что в ней нет медведя. Но если вы соберете все теории, которые люди

выдвинули о любом предмете, без какого-либо знания о нем, вы увидите, где

начинается ложь. Человек не знает себя, он ничего не знает, и все же он

имеет теории обо всем. Большинство из этих теорий является ложью.